Ссылки для упрощенного доступа

Умер итальянский оперный певец Лучано Паваротти


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.



Андрей Шарый: Похороны итальянского оперного певца Лучано Паваротти 8 сентября пройдут в Модене. Паваротти скончался в собственном доме в окрестностях этого города от рака поджелудочной железы. Ему был 71 год. Венская опера, где несколько раз выступал с большим успехом этот прославленный тенор, вывесила черный флаг. Также поступили в Зальцбурге, где сейчас проходит крупнейший в Европе музыкальный фестиваль.



Тамара Ляленкова: Вряд ли кто из звезд оперной сцены ХХ века заслужил такое всемирно признание и любовь, как Лучано Паваротти. И дело здесь не только в том, что он стал королем верхнего "до", что вызывало восхищение у ценителей итальянского бельканто. Благодаря ему, многие оперные арии стали принадлежностью поп-культуры, хотя опера считалась самым условным, а значит, самым трудным для восприятия жанром. В Россию, как суперзвезду, его приглашали на самые торжественные и парадные мероприятия, например, принять участие в концерте, посвященном 850-летию Москвы на Красной площади, в Кремль или в "Ледовый дворец" Санкт-Петербурга. Я попросила Надежду Соловьеву, председателя правления компании, которая устраивала гастроли Лучано Паваротти в России, рассказать о своем общении с певцом.



Надежда Соловьева: Он очень мужественный был, конечно, потому что когда я увидела год назад его последний раз, уже он знал, что у него рак, и он мне говорил: нет, я сейчас думаю, что концерт, который я еще хотел дать, я все-таки должен, то, что я отменил. Мы даже думали про какие-то русские города еще. Это было всего год назад. У него был четкий ритуал, как он готовится к концерту, что он ест, с ним всегда был собственный повар, поэтому, я думаю, независимо от географии, он соблюдал один и тот же режим и образ жизни. Веселый, оптимистичный человек был, абсолютный бонвиван, любящий поесть, готовить. Как известно, любил женщин. Веселый был, очень остроумный.



Тамара Ляленкова: Вы общались вне сцены?



Надежда Соловьева: Я общалась с ним очень много, потому что после того, как мы прожили тогда в Модене, мы как-то очень подружились. И я помню, что я летала к нему на день рождения в Нью-Йорк, когда у него был юбилей. Он научил играть меня в покер, это у него была любимая игра. Каждый вечер после концерта все, кто его окружал, должны были играть с ним в покер. И это было очень смешно, потому что все ему проигрывали. Он все-таки большую часть времени жил в Нью-Йорке. Он был абсолютный итальянец, соответственно, образ жизни у него был совершенно итальянский. Конечно, он больше всего в жизни любил свою страну. Он устраивал каждый год в Модене вот эти концерты "Паваротти энд френд", куда приезжали самые знаменитые музыканты мира. Он любил петь в "Метрополитен", это был, я думаю, любимый его оперный театр, потому что размах американской оперы не сравним с европейской. Ему очень нравилась русская публика, его здесь чудесно принимали. Очень ему понравился Питер, потому что количество дворцов, которые сохранились в Питере, уникально. Он был человеком не восторженным, был такой острый и малосентиментальный, что, я бы сказала, для итальянца странно.



Тамара Ляленкова: Лучано Паваротти не только певец, но и человек необыкновенного обаяния. По мнению музыкального критика Петра Поспелова, он был одним из последних представителей итальянского бельканто.



Петр Поспелов: Очень печально. Мы все время жалуемся на то, что уходят тенора, этот самый золотой слой оперных голосов. Вот еще один тенор ушел, его больше нет. А ведь это был один из самых лучших, самых красивых голосов XX века. Если брать именно теноров, можно вспомнить Энрико Карузо, Биньямина Джильи, Франко Корелли и вот Лучано Паваротти. Необыкновенной красоты, индивидуальности, мягкости, плавности голос. Это был один из последних представителей настоящего итальянского бельканто. Его голос нельзя было спутать ни с каким другим. Он всегда пел очень вольно, очень даже своевольно. Редкому дирижеру удавалось вправить его в какое-то правильное русло. Это была индивидуальность, которая хлестала через край. И ему было присуще такое лучезарное обаяние, ничем не омраченное, которое чувствовалось и в оперных спектаклях, и во всем, что бы он ни делал, в том числе, конечно, и в концертах трех теноров.


Несомненное его достижение, которое можно ему поставить в плюс или в минус, это то, что он сделал многие оперные арии принадлежностью поп-культуры, поп-шлягерами. Наверное, в большей степени даже, чем два его товарища, он частично ввел оперу на территорию масс-культуры. Конечно, многие люди узнали об опере именно через концерты Паваротти и трех теноров. Он пел практически до последних лет жизни. Кажется, три года назад я был на последнем его московском концерте в Доме музыки, и видно было, что он уже не в той форме, что он экономит силы, но ему удалось провести весь концерт. Это был блестящий профессионал.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG