Ссылки для упрощенного доступа

Сергей Новиков: "Наши конкуренты на рынке услуг ядерно-топливного цикла понимают, что мы их потесним"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Карэн Агамиров.



Андрей Шарый: В Сиднее, где проходит ежегодная встреча глав государств - членов организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Россия и Австралия подписали важное соглашение о поставках Москве ядерного топлива на миллиард долларов ежегодно в течение 30 лет. Россия будет закупать уран, как сообщается, исключительно для себя и в невоенных целях. А заявление представителей Ирана о том, что Москва и Тегеран якобы согласовали график поставок ядерного топлива на АЭС в Бушере, опровергнуты Москвой. О сути и важности подписанного соглашения корреспонденту Радио Свобода Карэну Агамирову рассказал пресс-секретарь Российского агентства по атомной энергетике Сергей Новиков.



Сергей Новиков: Поскольку в этом году Россия разделила свои оборонные и гражданские программы в сфере атомной промышленности, появилась возможность применять механизмы международных гарантий и гарантировать использование делящегося материала исключительно в мирных целях. А это является необходимым условием для полномасштабного сотрудничества между Россией и Австралией в мирном использовании атомной энергии, поскольку четко зафиксировано в австралийском законодательстве. Таким образом, создана база для заключения нового полномасштабного соглашения о мирном использовании атомной энергии между Россией и Австралией, что и было сделано. Соглашение подлежит ратификации. Тут не должно быть завышенных ожиданий, ратификация парламентами двух стран, как мы надеемся, произойдет в годовой перспективе, после чего хозяйствующие субъекты - Россия и Австралия - смогут заключать уже конкретные бизнес-договоры о поставках материалов, технологий, совместном научно-техническом сотрудничестве и так далее. Но чем важно прежде всего это для нас? Мы сможем использовать уран с австралийским кодом на своей территории. Австралия - это лидер по запасам природного урана и крупнейший поставщик этого сырья на мировой рынок. До сих пор мы не могли его перерабатывать, оказывать высокотехнологичные услуги по его переработке странам, которые используют в своей ядерной энергетике австралийский уран. Теперь мы это сможем сделать. Это большой для нас рынок. И это очень важно. Кроме того, мы сможем теперь использовать австралийский уран и для нужд своей собственной ядерной энергетики, что создаст нам запас прочности с точки зрения обеспечения сырьем наших растущих мощностей в атомной генерации. То есть, с одной стороны, повышается конкурентоспособность нашего перерабатывающего комплекса, с другой стороны, мы создаем запас сырьевой прочности для собственной электроэнергии, вырабатываемой на атомных станциях страны.



Карэн Агамиров: Как известно, Владимир Путин опроверг информацию о том, что Россия может использовать купленный в Австралии уран в военных целях для поставок в Иран. На самом деле такой опасности нет?



Сергей Новиков: Такого предмета нет. Мы считаем, что кампания, развернутая в местной прессе в последние несколько дней по этому поводу, это проявление бизнес-конкуренции, поскольку наши конкуренты на мировом рынке предоставления услуг ядерно-топливного цикла, конечно, понимают, что мы с более передовой технологией на рынке их, видимо, потесним. Что касается даже гипотетических возможностей использования материала в военных целях, президент России привел сегодня блестящий, на мой взгляд, пример. Доводить природный уран до высокообогащенного - это очень дорогое занятие. Он говорит: мы - единственная страна в мире, которая разбавляет высокообогащенный уран по соглашению ВОУ-НОУ, заключенному с США в 1993 году, мы - единственная страна в мире, которая из высокообогащенного оружейного урана делает энергетический и продает его Соединенным Штатам. Поэтому какой смысл нам обогащать до уровня оружейного австралийский уран, когда мы избавляемся от запасов, признанных избыточными для оборонных нужд. Здесь нет никакой экономической логики. Теперь что касается передачи материала третьим странам. Соглашение опубликовано, вы можете посмотреть, там четко прописано, что если мы приобретем австралийский уран, переработаем его, а затем у нас возникнет желание перепродать его уже с добавленной стоимостью третьей стране, мы сможем это сделать только по согласованию с австралийским руководством. Поэтому если мы и будем переработанный уран с более уже высокой стоимостью реализовывать на внешнем рынке, то только по согласованию с правительством Австралии.



Карэн Агамиров: Транзит урана будет жестко контролироваться, да?



Сергей Новиков: Да, конечно. Мы обеспечиваем режим международных гарантий, что раньше было невозможно, а теперь мы это можем сделать.



Карэн Агамиров: И при помощи урана можно будет бороться с глобальным потеплением климата. Это на самом деле так?



Сергей Новиков: Вы знаете, один из факторов глобального потепления - это выброс парниковых газов, в том числе от станций, вырабатывающих электроэнергию на газе, на угле, на нефтепродуктах и так далее, то есть на углеводородном сырье. Атомные станции практически не выбрасывают в атмосферу парниковых газов и в этом их конкурентное преимущество тоже, поскольку, ну, например, если рассчитывать экономику АЭС в Европе, то сейчас правительства европейских стран делают технико-экономическое обоснование, рассчитывает для себя бизнес, что лучше строить - углеводородные станции или атомные станции, они закладывают в смету углеводородных станций, например, выплаты по Киотскому протоколу, в то время как, если вы построите атомную станцию, тогда этой статьи расходов у вас не будет.


XS
SM
MD
LG