Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Вашингтон ожидает доклада, который может изменить ход иракской компании. Призрак рецессии пугает Уолл-стрит


Юрий Жигалкин: Вашингтон ожидает доклада, который может изменить ход иракской компании. Призрак рецессии пугает Уолл-стрит. Таковы темы уик-энда рубрики «Сегодня в Америке».


Сегодня конгрессмены ожидают выступления, которое может определить будущее иракской кампании. Командующий американскими силами в Ираке генерал Дэвид Петреус и посол США в Ираке Райан Крокер дадут отчет законодателям о том, насколько успешной была стратегия наращивания сил, осуществляемая в последние месяцы. «Дождитесь отчета генерала Петреуса», - традиционно отвечал президент Буш критикам, призывавшим к уходу из Ирака. Слова популярного генерала наверняка будут иметь значительный вес. Уже известен его главный тезис: США смогут вывести часть войск из Ирака, сохранив военное присутствие в обозримом будущем. При этом генерал впервые за долгое время может отрапортовать Конгрессу об очевидных неоспоримых успехах американских войск в Ираке.


Слово - Яну Рунову.



Ян Рунов: Как признают различные американские источники, военное положение в ряде районов Ирака удалось стабилизировать, то есть стратегия Буша по наращиванию американских войск в этой стране дает положительные результаты. Даже критики Буша признают, что в некоторых провинциях стало безопаснее. Однако эксперты считают, что стабилизация будет недолгой, если правительству Ирака не удастся добиться национального примирения.


Вот мнение эксперта по вопросам национальной безопасности, бывшего сотрудника Министерства обороны США, профессора вашингтонского Университета национальной обороны Джима Роббинса.



Джим Роббинс: Происходит значительное улучшение в области безопасности Ирака, особенно в Багдаде, а также в тех провинциях, где местные шейхи пришли к выводу, что им выгоднее сотрудничать с коалиционными силами, чем воевать с ними. А шейхи провинции Анбар пошли ещё дальше, начав борьбу и против «Аль-Каиды», и против иранского влияния в Ираке. Президент Ирана недавно заявил, что после ухода коалиционных сил из Ирака вакуум заполнит Иран, то есть для него правительство, силы безопасности и народ Ирака не играют никакой роли. Такие заявления дали ясно понять и многим суннитам, и некоторым другим иракским религиозно-этническим группам, чем грозит их стране уход коалиционных сил, и что если они хотят сохранить независимость своей страны, то сотрудничество с американскими и другими силами коалиции имеет большой смысл.



Ян Рунов: Другой американский эксперт Джэймс Филлипс из Фонда «Наследие» тоже говорит о явном улучшении ситуации.



Джэймс Филлипс: По всем оценкам увеличение американского контингента привело к определённому военному успеху в тех районах Ирака, где американские силы находятся в наибольшей концентрации - это Багдад и провинция Анбар, а также провинция Диало. Но сможет ли правительство Ирака превратить военные успехи в политические - вот в чём вопрос. Если коалиционные силы будут выведены из Ирака раньше времени, достигнутый ныне военный прогресс будет сведен на нет, правительство окажется ещё более беспомощным и не сможет удержать страну от размежевания. Шииты будут воевать с суннитами, сунниты с шиитами и «Аль-Каидой»... Это будет хаос.



Ян Рунов: Оба эксперта - и Джеймс Филлипс, и Джим Роббинс - считают, что сейчас прежде всего не в интересах самого Ирака скорый вывод американских войск. Ныне американский контингент в Ираке насчитывает 168 тысяч человек.



Юрий Жигалкин: О том, как доклад генерала Петреуса может отразиться на политической расстановке сил в США, Аллан Давыдов расспросил профессора Мичиганского университета Уилльяма Аллена.



Уилльям Аллен: Прежде всего, надо понимать, что ожидание этого доклада превратилось в шоу, в котором политики действуют подобно бизнесменам, опасающимся инфляции: активно вступают в сделки и стараются минимизировать ожидаемые потери. В канун появления доклада Петреуса и Крокера политики в основном произвели необходимую корректировку своих позиций. Сегодня среди конгрессменов превалируют разговоры о необходимости достижения между ними политического компромисса и об отказе от крайних требований. Политические оппоненты администрации, хоть и пытаются приуменьшить значение успехов в Ираке, но обвиняют Белый дом в провале иракской кампании не столь усердно, как раньше. Доклад еще не прозвучал, а мы уже знаем, кто и как на него прореагирует. Все опробовано благодаря тому, что в Конгрессе прозвучал ряд других документов, оценивающих ситуацию в Ираке. Политики позиционируют себя таким образом, чтобы их планы и предложения хорошо выглядели в контексте ожидаемого доклада уважаемого командующего. В действительности же в будущем они попросту продолжат отстаивать необходимые, на их взгляд, перемены в политике.



Аллан Давыдов: Можно ли рассчитывать, что ожидаемый доклад генерала и посла способен утихомирить политические страсти в США по поводу Ирака?



Уилльям Аллен: Они уже слегка улеглись. Те демократы, которые наиболее чувствительны к мнению крайне левой части электората, начинают проводить более умеренную линию, поскольку все же заметен некоторый успех в Ираке. И та тенденция сохранится. Можно предвидеть продолжение споров о том, какой из представленных в последнее время докладов по Ираку заслуживает наибольшего доверия. Но доклады Петреуса и Крокера станут последней стадией процесса анализа. И президент Буш ясно дает понять, что не собирается оказываться от права представить Конгрессу свою оценку. Думаю, что от Конгресса можно ожидать не более чем символического заявления, подтверждающее его полномочия, но не меняющего в корне правил политической игры.


В том, что касается будущего кампании, то Пентагон будет постепенно сокращать численность контингента путем растягивания периода ротации, не заменяя отслуживших свой срок военнослужащих свежими пополнениями. Демократы будут это интерпретировать как "вывод войск", а администрация - как "следование прежним курсом". В сущности же речь идет о том, что в ближайшие 12 месяцев численность наших войск в Ираке снизится до уровня начала 2007 года.



Юрий Жигалкин: Таковы прогнозы профессора Мичиганского университета Уилльяма Аллена накануне доклада в Конгрессе генерала Дэвида Петреуса, доклада, который может определить будущее иракской кампании.


В пятницу основные индексы курсов акций на Уолл-стрит упали почти на 2 процента, похоронив надежды инвесторов на то, ситуация на финансовых рынках нормализуется после почти двух месяцев осложнений. Поводом для резкого падения стала информация о том, что впервые за четыре года американские работодатели начали сокращать штаты. Казалось бы, чисто символическая потеря рабочих мест - ряды американских трудящихся сократились всего на четыре тысячи человек - сильно напугала рынки, потому что она может быть признаком того, что кредитные проблемы, проблемы на рынке недвижимости начали вызывать цепную реакцию в американском экономическом механизме. Апокалиптическое с точки зрения финансовых рынков слово "рецессия, спад" зазвучало в пятницу в комментариях экспертов.


Вот как оценивает ситуацию профессор экономики сотрудник Гуверовского института Михаил Бернштам.



Михаил Бернштам: Дело в том, что кризис жилищного сектора сейчас перекинулся на экономику в целом. Он перекинулся на реальную экономику, сокращается рост рабочих мест. Предсказания того, что рост в США будет меньше в 2007 году, чем в странах Европейского союза и чем в Японии, - только что вышли прогнозы ООН. Таким образом, это уже реальное замедление экономики примерно до 2 процентов роста в год. Но при этом Совет экономических советников считает, что есть даже 25 процентов вероятности того, что будет рецессия. Пока признаков рецессии нет.



Юрий Жигалкин: Профессор, что все это сулит финансовым рынкам и миллионам инвесторов во всем мире?



Михаил Бернштам: Дело в том, что все ожидают, что 18 сентября Федеральная резервная система понизит ставку на 0,25 процента. Некоторые считают, что даже на 0,5 процента. Но тогда увеличится, соответственно, ликвидность финансовых рынков, несколько будет сглажен этот кредитный кризис. Но пока что кредитный кризис уже переходит из жилищного сектора в потребительский сектор. В августе 2007 года упал индекс уверенности потребителей, что означает, что люди будут меньше покупать на кредитные карты. Процент на кредитные карты зависит как раз от главной процентной ставки Федеральной резервной системы, и, таким образом, все завязывается на кредитный кризис, и отсюда идет замедление экономического роста.



Юрий Жигалкин: Могут ли подобные процессы повториться в других странах? Ведь и там цены на недвижимость росли безостановочно, а курсы акций взмыли многократно.



Михаил Бернштам: В какой-то степени кризис жилищного сектора на рынке недвижимости уже затронул все страны, включая даже Китай. Такой небольшой "пузырь" есть даже в Китае, хотя китайская экономика в достаточной степени автономна, и она огромна сама по себе. Но, видимо, пока что признаков такого крупного кризиса нет. Кризис финансовых организаций Европейского союза - они оказались гораздо больше, чем мы знали, завязанными на облигации, которые привязаны были к американскому рынку недвижимости.



Юрий Жигалкин: Как вы считаете, удастся ли миру уберечься от кризиса, подобного, скажем, тому, что произошло в конце 90-х годов? Аллан Гринспэн, легендарный председатель Федеральной резервной системы, только что предупредил, что нынешняя ситуация сильно напоминает то, что происходило накануне крупных кризисов в прошлом?



Михаил Бернштам: Скорее всего, удастся, потому что, в принципе, правительство и особенно центральные банки всех стран научились благодаря длительному опыту смягчать и сглаживать резкие колебания финансовых рынков и реальной экономики. Поэтому, скажем, в США все рецессии, которые происходили за последние 20 лет, они были очень и очень мягкими. Рецессия 1990-91 года была небольшой, а рецессия 2001-2002 года вообще была, в общем-то, ничтожной, она видна только в квартальных данных, по годовым данным рецессии не было. Поэтому, в принципе, сейчас все зависит от того, как будет происходить управление этим кризисом, насколько Федеральная резервная система сможет предельно смягчить результат этого кризиса.



Юрий Жигалкин: Тем не менее, тем, кто держит деньги в паевых фондах, покупает акции, вы считаете, стоит быть готовым к новым потерям, худшее еще впереди?



Михаил Бернштам: О, да! Худшее в условиях данного кризиса, который не гигантский, мы еще, видимо, не пережили, он еще не закончился.



Юрий Жигалкин: Таковы прогнозы профессора Михаила Бернштама. По словам экономистов, чрезвычайно важным днем для рынков станет 18 сентября, когда управляющие Федеральной резервной системы собираются на очередное заседание, где им предстоит принять решение об уровне кредитной ставки, которая остается неизменной - 5,25 процента - уже полтора года. Снижение ставки наверняка будет встречено с горячим энтузиазмом финансовыми рынками.


Всего 28 лет, прошедших со времени выхода его первого диска, понадобилось Лайлу Ловетту, чтобы пробиться со своими композициями в первые строчки списков хитов журнала "Биллборд". Новый альбом популярного кантри-музыканта " It ’ s not big , it ’ s large " дебютировал в качестве второго по популярности кантри диска недели. Песня из этого диска " No big deal"...


XS
SM
MD
LG