Ссылки для упрощенного доступа

Казахстан наложил арест на запуск ракет "Протон" всех модификаций


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Вера Володина, Сергей Козлов.



Кирилл Кобрин: Казахстан наложил запрет на пуски российских ракет-носителей с Байконура. В понедельник запрещены пуски "Протонов" всех модификаций до выяснения обстоятельств, причин аварии ракеты-носителя "Протон-М" 6 сентября.



Вера Володина: До официальных выводов комиссии предполагается, что авария ракеты-носителя "Протон-М", которая должна была вывести на орбиту японский спутник связи, произошла из-за отказа рулевых машин. Из-за этой аварии вступает в силу запрет на запуск этих ракет, предусмотренный российско-казахским соглашением.



Сергей Козлов: Вице-премьер казахстанского правительства Умирзак Шукеев огласил специальное постановление о запрете запусков с космодрома Байконур всех ракет типа "Протон" до выяснения причин катастрофы ракеты-носителя "Протон-М", произошедшей 6 сентября.


По мнению Шукеева, необходимо установить главные технические дефекты, которые вот уже в шестой раз за последние годы приводят к падению российских ракет, запускаемых с Байконура, что ставит под угрозу жизнь и безопасность казахстанцев, проживающих в окрестностях космодрома и вдоль трассы взлета космических аппаратов.


Кроме того, запреты на запуски с космодрома будут вводиться в тех случаях, если президент Казахстана Нурсултан Назарбаев будет в это время совершать свои поездки по окрестным регионам страны.


Это решение правительство приняло в связи с тем, что именно 6 сентября Нурсултан Назарбаев находился в рабочей поездке по Карагандинской области и, по мнению премьер-министра страны Карима Масимова, его жизни вполне могла угрожать опасность. Впредь запуски ракет с Байконура будут согласовываться со службой охраны президента.


Между тем, во время поисков в районе падения "Протона" найдено сопло от двигателя третьей ступени ракеты и еще около 20 ее фрагментов. Согласно анализам почвы в местах, где упали элементы третьей ступени ракеты и разгонного блока, предельно допустимая концентрация ракетного топлива гептила превышает от 1100 до 5200 раз.


Российская сторона уже приступила к проведению детоксикации на участках падения фрагментов "Протона".



Вера Володина: Президент Союза "За химическую безопасность" доктор химических наук Лев Федоров считает, что следует просто запретить ракеты с гептильным топливом.



Лев Федоров: Казахи для себя найдут решение. А с точки зрения гуманистичной, единственный выход - это прекратить работу с токсичным топливом гептилом и закончить всю эту тяжелейшую эпопею советскую с созданием и использованием гептильных ракет. Гептильные ракеты надо запретить.



Вера Володина: Уже в шестой раз падает "Протон" при старте с космодрома Байконур, но опасные гептильные ракеты запускаются и запускаются по-прежнему. Лев Федоров полагает, что ничего не изменится и на этот раз.



Лев Федоров: Каждый раз очень шумная и сопровождавшаяся цифрами в долларах, миллионах долларах реакция. Потом они как-то сговаривались и позволяли снова. Потом снова падала ракета, снова реакция и опять все те же доллары - это постоянное явление.



Вера Володина: То есть вы уже можете прогнозировать, чем закончится последняя история? Опять ничем?



Лев Федоров: Конечно, они предъявят иск, потом они сговорятся под ковром на меньшую сумму. Это будет бесконечно, пока "Протон" не закончится. Вероятность падения на населенный пункт гигантская. Это им сильно повезло, что она не упала на Джезказган. Это шестая ракета свалилась, а пятая летом этого года, один из обломков свалился в озеро Зайсан.



Вера Володина: Алексей Киселев, координатор токсикологической программы "Гринпис Россия", о том, как проходила детоксикация при предыдущем падении "Протона".



Алексей Киселев: Я смотрю просто архивы, вот, например, как раз 1 августа 2006 года, падение ракеты "Днепр" в Кызылордынской области. Существует, очевидно, угроза попадания гептила в подземные воды, которые используются населением, находящемся в 30 километрах от места аварии. У них там, судя по всему, эти участки уже гептилом просто пропитаны.


Как производилась ликвидация гептила, когда ракета "Днепр" упала? Привезли 25 тонн керосина и выжгли. Казахстан сейчас имеет полное право требовать полной страховки в данном случае падения, причинения вреда питьевому водоснабжению либо... Знаете, дайте 25 километров распыления гептила - это очень большая территория загрязнена. То есть это очень опасная игра. Соответственно, вполне возможно, что там можно насчитать достаточно большой ущерб, десятки, сотни миллионов долларов на все это дело. Такое элементарное выжигание всего этого, вряд ли это, наверное, решение проблемы, насколько там все это сгорит, сколько останется, а, сколько будет распылено еще дальше и какова токсичность продуктов горения. Делается быстро это сжигание. Кто это все учитывает? Возможно, будут снимать верхний слой почвы либо захоранивать, либо как-то изолировать. Сомневаюсь, что будут эту почву чем-то обрабатывать. Возможно, будут какой-то сорбент высыпать. Если вы это никуда не будете убирать, это потихоньку будет распространяться дальше с возможностью проникновения в источники какого-нибудь водоснабжения и так далее. Нужно это локализовать и предотвратить дальнейшее распространение.



Вера Володина: Президент Союза "За химическую безопасность", доктор химических наук Лев Федоров.



Лев Федоров: Очень старая история. Еще перед самой своей кончиной Королев бешено сопротивлялся против разработки ракет на токсичном топливе гептиле. Он умер. И его последователи, Янгель и компания, лихо поднесли руководству страны, что гептильные ракеты - это хорошо - и целая эпоха в СССР была связана именно с этим типом ракет. А потом, естественно, перешли на твердотопливные. Вот сейчас хвалит Путин "Тополя", это твердотопливные ракеты. Ракеты должны летать на твердом топливе, а не на жидком, потому что жидкое топливо, с точки зрения военной необходимости, это гептил, другого не придумали. Кстати, первый запуск гептильной ракеты кончился тем, что ракета взорвалась на стартовой позиции и погиб руководитель ракетных войск стратегического назначения товарищ Неделин, маршал. А потом решили, что людей будем пускать на керосинках, на ракетах "Союз", а для стратегической обороны это, конечно, гептильные. Вот вам и стратегическая оборона так обернулась.



Вера Володина: Гептил опасен как сам по себе, так и его составляющие, объясняет Лев Александрович.



Лев Федоров: Все дело в том, что то, что пролилось и проникло в почву, это значит, что всю почву придется снимать. Проникновение в почву - это штука серьезная. Это первое.


То, что проникло в почву, оно будет разлагаться на два вещества, нитрозодиметиламин, это жесточайший мутаген, и есть там второе вещество, и они будут жить долго, очень долго, много лет. Так что это вещество, гептил, о котором вы говорите, оно и само по себе в шесть раз токсичнее синильной кислоты, и оно оставит следы надолго. Да, собственно, в Казахстане есть несколько районов, где плановые падения, это мы с вами обсуждаем сверхплановое падение, то есть когда на любое место может свалиться обломок с остатками токсичного топлива. Это уж совсем плохо.



Вера Володина: Сегодня в течение дня не удалось получить каких-либо комментариев в Роскосмосе. Пока к ним из Республики Казахстан не поступило никаких официальных сообщений, они объясняют, что комментарии в этой ситуации невозможны.


XS
SM
MD
LG