Ссылки для упрощенного доступа

В Томске бывшие ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС объявили бессрочную голодовку


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Томске Мелани Бачина.



Александр Гостев: В Томске бывшие ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС объявили бессрочную голодовку. Они заявляют, что власть не сдержала обещаний, данных полгода назад. В марте этого года чернобыльцы приостановили голодовку, подписав протокол о намерениях с администрацией Томской области. Но с тех пор, как они говорят, ничего не изменилось, тем более что теперь, когда ушло в отставку правительство России, договариваться и в Москве пока просто не с кем. На днях в мэрии Томска, правда, был создан антикризисный штаб по решению проблем чернобыльцев.



Мелани Бачина: У томского союза "Чернобыль" - две небольшие комнаты. В каждой на матрасах, принесенных из дома, лежат по пять человек. На столиках - вода и таблетки от сердца. На стенах - плакаты, написанные от руки: "Инвалиды Чернобыля за свои права", "Отмена льгот - второй Чернобыль". 70 человек подписали заявление на участие в акции. Голодать будут вахтами - по десять человек. Вместить больше не позволяют площади. Сергей Морозов был в Чернобыле в 1987 году. Говорит, не думал, что спустя 20 лет будет отстаивать свои законные права с помощью голодовки.



Сергей Морозов: Мы прекратим голодовку только в том случае, когда будут приняты конкретные документы, обязывающие, гарантирующие выполнение тех или иных обязательств с подписью, желательно, конечно, главы области, тем более если голодовка будет затягиваться, а все участники голодовки - инвалиды, смерть любого из чернобыльцев на данном этапе ляжет большей частью на совесть властей.



Мелани Бачина: Договорится с властями томский союз "Чернобыль" накануне голодовки так и не смог. Больше пяти часов длилась встреча руководства города и чернобыльцев. По ее итогам каждый остался при своем мнении.


Исполняющий обязанности мэра Томска Николай Николайчук…



Николай Николайчук: Мы сядем с ними за стол переговоров, не с руководителем одним, а именно со всеми чернобыльцами.



Мелани Бачина: Их 70 человек.



Николай Николайчук: Я готов хоть со 100 встречаться и разговаривать. И голодать не нужно. Вот столько слов наговорили! Бедные люди их постоянно обманывают… Нельзя спекулировать жизнью людей, тех людей, которые выполнили свой долг в Чернобыле. Нельзя. Не позволительно никому. Не позволю.



Мелани Бачина: Заместитель председателя союза "Чернобыль" Алексей Редчик отвечает…



Алексей Редчиц: Мы своими жизнями спекулируем, если можно это слово сюда применить. Очень некорректно выразился исполняющий обязанности мэра, очень некорректно. Мы собственные жизни кладем на этот алтарь. Мы имеем право распоряжаться собственными жизнями, если наши жизни никому больше не нужны.



Мелани Бачина: Власть уверяет - требования, которые чернобыльцы выдвигали в марте, выполнены.


Говорит первый заместитель губернатора Томской области Сергей Точилин...



Сергей Точилин: Областным руководством практически все выполнено, там единственный вопрос остался нерешенным, небольшой. Я опять считаю, что это чистое передергивание. Понимание среди чернобыльцев находится. Они тоже понимаю те проблемы, которые есть у государства, которые есть у областной власти, и на эту тему никакого обострения нет.



Мелани Бачина: Чернобыльцы возмущены. И уверяют обратное. Власть обещаний не сдержала.



Алексей Редчиц: Они говорят, что проблем вообще нет, никаких. Но куда вписать 22 человека погибших в этом году? Это что, от улучшения медицинского обслуживания произошло, от улучшения снабжения лекарственными препаратами это произошло? Более того, все умершие уносят с собой в могилу и перспективы семьи получить квартиру, вдов просто выбрасывают из очереди, потому что нет человека - нет уже проблемы.



Мелани Бачина: Чернобыльцы сегодня выдвигают пять требований: улучшение медицинского обслуживания и жилищных условий, обеспечение лекарствами, возврат льгот на услуги ЖКХ, и погашение задолженности федеральным бюджетам по выплатам компенсаций за нанесение вреда здоровью. Региональная власть может выполнить не все. Некоторые вопросы находятся в ведении Москвы. И в силу нынешней политической ситуации - ухода правительства в отставку - решить их в кратчайшие сроки будет не возможно. Чернобыльцы и сами это понимают.



Сергей Морозов: В силах наших областных властей привезти нам из Москвы, договориться с теми людьми, которые отвечают за выплаты этих долгов, хотя бы гарантийное письмо за подписями первых лиц министерств, которые отвечают за это. Хотя верить им сейчас тоже сложно, поскольку они временщики уже практически. Но такая вот ситуация сложилась.



Мелани Бачина: Вообще возможно за несколько дней решить эту проблему?



Сергей Морозов: Эту проблему можно решить за пять минут. Собрал губернатор всех начальников, которые за все отвечают, и прямо в кабинете по ушам настучал - и все нормально будет. Быстро это все решается.



Мелани Бачина: Антикризисный штаб, созданный в мэрии Томска пока выхода из ситуации не нашел. К компромиссу стороны так и не пришли. Власть обещает, найти решения проблем чернобыльцев. Но чернобыльцы говорят, что в обещания больше не верят. Голодовка продолжается.


XS
SM
MD
LG