Ссылки для упрощенного доступа

"Яблоку" никто и ничего не обещал


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов.



Александр Гостев: Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» вечером в субботу, 15 сентября, и воскресенье, 16-го, проведет свой предвыборный съезд.



Михаил Соколов: Лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский в четверг был удостоен визита членов Валдайского клуба - западных политологов и журналистов, которым власти показывают процветающую Россию, устраивают встречи с президентом и другими влиятельным персонами. К примеру, 12 сентября - с первым вице-премьером Сергеем Ивановым, который, по словам журналиста Сержа Шмемана, ничуть не был расстроен сменой главы правительства России.



Серж Шмеман: Для него это был не сюрприз. Он был, в общем, в чудном настроении. Не был разочарован. Нам представлял как нормальный, ожидаемый шаг перед съездом партии, что нужно изменить и публично показать изменение курса в ожидании партийных съездов и выборов.



Михаил Соколов: Григорий Явлинский поблагодарил гостей: благодаря их визиту в офисе «Яблока» появились камеры первого и второго телеканалов. Конечно, чтобы заснять иностранных друзей президента. А позови лидер «Яблока» прессу высказаться об отставке премьера - никто бы не пришел, заметил лидер «Яблока». Григорий Явлинский сказал, что стиль отставки Михаила Фрадкова только подтверждает авторитарный характер режима и желание правящей группировки управлять страной бесконечно долго, а само по себе появление Зубкова во главе кабинета на предвыборную кампанию никак не повлияет.



Григорий Явлинский: Ну, наверное, десять чиновников загрустят и десять новых чиновников обрадуются. Вот больше вообще вся эта история ни на что не влияет. А на что она может влиять? У нас не политическое правительство, это такой хозяйственный, административный орган, такой завхоз, который работает по хозяйству. Все решения принимает президент, поэтому это никак не повлияет, нет.



Михаил Соколов: Иностранцам и прессе Григорий Явлинский сообщил, что тактику бойкота выборов, предложенную "Другой Россией", он отвергает, хотя реальная борьба будет идти лишь за 50 из 450 мест в Государственной Думе.



Григорий Явлинский: Система авторитарная. До тех пор, пока эта авторитарная администрация допускает, что 50 мест может быть свободных, мы будем участвовать, несмотря на все эти трудности, и будем отстаивать то, что мы считаем чрезвычайно важным. Чтобы у всех людей были равные возможности, чтобы закон был одинаковый для всех, чтобы Россия была правовым государством, чтобы в ней была справедливость и свобода. Потому что без свободы нет справедливости, а без справедливости нет свободы. Мы еще считаем, что государство должно вернуть долги населению, особенно по началу 90-х годов, в том смысле чтобы оформить, по крайней мере, этот долг, постепенно возвращать. Иначе говоря, мы имеем большую социальную и экономическую программу, которую намерены предложить нашим избирателям.



Михаил Соколов: Лидер «Яблока» Григорий Явлинский назвал задачи намеченного на 15-16 сентября съезда партии…



Григорий Явлинский: Главный вопрос съезда - список и оформление всех необходимых деталей, формальностей, которые сейчас огромные согласно новому законодательству. Собираются представители от 78 регионов. Программа наша называется "7 шагов". Все лето эта программа была предметом обсуждения. Мы ее несколько подправили. И вот она тоже будет предметом утверждения на съезде.



Михаил Соколов: В последнее время говорилось о том, что в первую "тройку" Российской демократической партии "Яблоко" войдут Григорий Явлинский, Сергей Иваненко и Алексей Мельников. Но сам лидер партии дал понять: в этом вопросе есть интрига...



Григорий Явлинский: Некоторые организации, не все, сделали выдвижение в первую "тройку", но фамилии все вам хорошо известны, уточнять эти фамилии трудно, потому что еще мне не ясно, насколько сами эти люди согласны с этим и как будет идти обсуждение. Я думаю, что может быть несколько альтернативных голосований.



Михаил Соколов: В списке партии и даже в тройке лидеров списка может появиться кто-то из беспартийных политиков. Григорий Явлинский не исключает возможности фальсификаций при подсчете голосов.



Григорий Явлинский: Если исходить из того, как у нас ведется подсчет, в этих условиях мы будем осуществлять буквально тотальный, насколько это будет нам возможно, вместе с другими, кстати, партиями, контроль. Но опыт последних региональных выборов показал, что для того, чтобы получить 11%, надо было набрать 16-18. Это просто факт. Ну, так же и здесь: для того, чтобы преодолеть ситуацию, когда даются установки губернаторам, какая партия сколько должна получить, нужно уверенно набирать много голосов. В этом наше обращение к нашим избирателям. Мы говорим: в этот раз нельзя лежать на диване ни в коем случае, надо приходить, надо голосовать, надо участвовать, потому что иначе, если будет впритык, это очень опасная ситуация.



Михаил Соколов: Американский аналитик и журналист Серж Шмеман понимает все трудности российских демократов...



Серж Шмеман: У них очень тяжелая задача. Григорий Алексеевич, конечно, гениальный аналитик и сам давал все причины, почему у них шансы не самые высокие. Но в то же время объяснял, почему важно, чтобы они продолжали бороться, чтобы просто люди не забывали, что есть и такие силы. Я думаю, он сам не переоценивает свои шансы.



Михаил Соколов: Могут ли партию «Яблоко» снять с выборов? Григорий Явлинский предупредил...



Григорий Явлинский: Легко. Да может быть все, что угодно. Могли же нас снять в Петербурге, могли нас снять в Карелии, могут и сейчас что-нибудь придумать. У нас суд будет, могут предъявить какие-нибудь претензии, объявить какие-нибудь дополнительные замечания. Это же вещи чисто административные. Может быть любое развитие... Нам никто ничего не обещал. Мы в этом смысле находимся в положении партии, которой никто ничего не обещал, никто нам ничего не предлагал. Мы поставили перед собой принципиальную задачу - прожить эти четыре года так, чтобы суметь выйти на выборы и иметь шансы на победу. Вот это и есть наша цель, которую мы практически реализовали. Съезд должен формально закрепить то, что мы сделали за четыре года. Мы показали, что такая партия, как наша, может выстоять даже в условиях, когда в отличие от предыдущих 10 лет у нее нет фракции в Государственной Думе. В этом смысле партия наша окрепла, потому что из нее ушли все люди, которые были в партии из карьерных соображений или из финансовых соображений. Зато пришли люди, которые хотят участвовать в российской политике из принципиальных, из человеческих соображений, из идейных соображений, если хотите. Такая партия всегда сильнее. И сейчас то же происходит. Некоторые приходят и говорят: я хочу гарантий, что я смогу стать депутатом. Ну, естественно, ответ очень простой: гарантий мы вам дать не можем. Это вопрос борьбы. Мы сделаем все, от нас зависящее, чтобы, как и предыдущие 10 лет, выигрывать в этой борьбе.


XS
SM
MD
LG