Ссылки для упрощенного доступа

В Конгрессе США обсуждают ситуацию в Ираке


Сергей Сенинский: ... Командующий силами коалиции в Ираке – американский генерал Дэвид Петреус - в течение двух дней излагал Конгрессу Соединенных Штатов свою оценку положения в стране и план дальнейших действий. Генерал считает, что ситуация в Ираке постепенно улучшается, и находит возможным начать постепенное сокращение здесь американского военного присутствия. Подробнее об этом - наш корреспондент в Вашингтоне Владимир Абаринов...



Владимир Абаринов: В начале этого года, когда общественное недовольство ходом событий в Ираке достигло критической отметки, президент Буш предложил новую стратегию, заменил командующего и запросил у Конгресса ассигнования, чтобы отправить в Ирак дополнительные войска. Конгресс согласился, но при условии, что в середине сентября генерал Дэвид Петреус отчитается перед законодателями и честно скажет им, сработала ли новая стратегия.


Президент по праву главнокомандующего может воевать и без согласия Конгресса. Но Конгресс распоряжается бюджетом, а без денег воевать невозможно.


В понедельник для генерала Петреуса и посла США в Багдаде Райана Крокера наступил момент истины. Страсти в Конгрессе накалились с первых же минут. Первым в атаку на генерала пошел, еще не выслушав отчета, председатель комитета нижней палаты по международным делам демократ Том Лэнтос.



Том Лэнтос: Наших сегодняшних свидетелей прислали сюда для того, чтобы они вернули доверие к политике, которой мы не верим. Мы и американский народ уже знаем, что положение в Ираке угрожающее, и все больше членов Конгресса и американских граждан желает вывода наших войск.


В октябре 2003 года мы летели на вертолете с вами, генерал Петреус, над северным Ираком в районе Мосула. Это была сельская местность. Вы указали мне на сваленные в кучу боеприпасы, которыми была вооружена когда-то армия Саддама Хусейна. «Мне не хватает войск, чтобы взять под контроль эти территории, - сказали вы. – Придет день, и у нас возникнут проблемы».


Что ж, генерал Петреус, этот день пришел. Эти неохраняемые свалки снарядов превратились в арсенал мятежников. Это оружие обратилось против нас. Как это характерно для этой войны!


Близорукая политика администрации в Ираке привела нас к провалу. Разве удивительно, что в иракском вопросе все больше американцев не питает доверия к действиям администрации? Мы не можем принять какую бы то ни было оценку положения, исходящую от администрации, за чистую монету - не имеет значения, сколько нам тут покажут таблиц и статистических выкладок. Это не нападки на вас, генерал Петреус, или на вас, посол Крокер. Но, джентльмены, факт остается фактом: администрация направила вас сюда, чтобы вы убедили Конгресс в том, что победа - не за горами. При всем моем уважении, должен сказать: я в это не верю.



Владимир Абаринов: Член нижней палаты республиканец Данкен Хантер воспользовался историческими аналогиями.



Данкен Хантер: Я здесь не первый день, г-н председатель. Я был членом Конгресса, когда его левое крыло заявило, что, если мы будем противостоять русским в Центральной Европе, это приведет к новой войне, что президент Рейган собирается развязать третью мировую войну. Но мы проявили твердость. Мы стояли на своем, и это привело к разрушению Берлинской стены.


Я был членом Конгресса, когда коммунисты снабжали оружием левых повстанцев в Сальвадоре, а мы предоставили защиту правительству, и это позволило провести свободные выборы. Я помню, как члены этой палаты говорили, что Сальвадор станет новым Вьетнамом, что мы увязнем в трясине. Но мы не отступили, и сегодня сальвадорцы воюют вместе с американскими войсками в Ираке.



Владимир Абаринов: Генерал Петреус, которого критики обвиняли в том, что он согласовал свой доклад с Белым Домом, начал с того, что опроверг эти слухи.



Дэвид Петреус: Для начала я хотел бы отметить, что это - мое заявление. Я докладывал свои выводы и рекомендации своему начальству, но этот текст я написал сам. Его никто не редактировал и даже никто не видел ни в Пентагоне, ни в Белом Доме, ни в Конгрессе до тех пор, пока он не стал общим достоянием.


Основной вывод заключается в том, что военные задачи, решить которые планировалось посредством усиления нашей группировки в Ираке, в общем и целом выполнены. За последние месяцы в столкновениях с упорным противником этим невыносимо жарким летом войска коалиции и иракские силы безопасности достигли значительного прогресса. И хотя ситуация улучшилась не везде равномерно, общее количество инцидентов сократилось, а в последние две недели вернулось к уровню июня 2006 года.


Одна из причин такого сокращения заключается в том, что коалиция и иракские силы безопасности нанесли решительный удар по иракской сети Аль-Каиды. Опасность со стороны Аль-Каиды и ее союзников Ираке сохраняется, однако мы лишили их целого ряда баз и во многих регионах перехватили инициативу. Мы разгромили вооруженные формирования шиитских экстремистов, захватили главарей отрядов, пользующихся поддержкой Ирана, а также старшего представителя ливанской террористической организации Хезболлах.


Совместные операции коалиции и иракских сил помогли снизить уровень межэтнического и межконфессионального насилия, сократив количество погибших от актов такого насилия как в Багдаде, так и по всему Ираку после вспышки в декабре прошлого года. В целом количество жертв вооруженного насилия среди гражданских лиц снизилось, хотя во многих местах все еще остается на тревожно высоком уровне.


Иракские силы безопасности мужают и принимают на себя все более тяжкое бремя, хотя этот процесс идет медленно и сопровождается межконфессиональными конфликтами в рядах самих этих сил. В целом, однако, иракцы держат удар, сражаются, несут большие потери и играют ведущую роль во многих локальных операциях.



Владимир Абаринов: После генерала слово получил посол Райан Крокер.



Райан Крокер: Я считаю честью для себя работать в Ираке в то время, когда ставки и для нашей страны, и для населения всего региона так высоки, когда множество американцев высшей моральной пробы, находящихся на военной и гражданской службе, служат той же цели. Я знаю, что на мне лежит тяжелая ответственность: дать стране точную и честную оценку ситуации в Ираке в ее политическом, экономическом и дипломатическом измерениях, а также оценить значение этой ситуации для Соединенных Штатов.


В своем сообщении я не буду ни минимизировать масштаб трудностей, с которыми сталкиваются иракцы, ни упрощать ситуацию. В то же время я намерен показать, что Соединенные Штаты в состоянии реализовать свои цели в Ираке и что иракцы способны справиться с проблемами, стоящими сегодня перед ними.


Безопасный, стабильный, демократический Ирак, живущий в мире со своими соседями - с моей точки зрения, достижимая цель. Совокупная траектория политических, экономических и дипломатических тенденций в Ираке устремлена вверх, к лучшему, хотя линия эта весьма пологая. Процесс не будет быстрым. Он будет неровным, в нем будут и отступления, и достижения. Он потребует от Соединенных Штатов решимости и приверженности обязательствам.


Момент, когда мы сможем объявить себя победителями, не наступит никогда. Скорее всего, мы поймем, что прошли миновали этот поворотный пункт только тогда, когда он останется в прошлом.



Владимир Абаринов: В понедельник генерал и посол отчитывались перед нижней палатой, во вторник – перед Сенатом. Вот фрагмент диалога генерала Петреуса и сенатора-республиканца Линдси Грэма.



Линдси Грэм: Если мы останемся в Ираке, а численность нашей группировки там не изменится до июля будущего года, мы, вероятно, будем терять убитыми порядка 60 человек в месяц. То есть погибнут еще сотни?..



Дэвид Петреус: Да, сэр.



Линдси Грэм: Мы тратим на наше военное присутствие в Ираке 9 миллиардов долларов в месяц. Я спрашиваю вас: эта цена - оправдана?



Дэвид Петреус: У нас в Ираке - значительные национальные интересы. Стабильный, безопасный Ирак, который не предоставляет убежище Аль-Каиде, Ирак, в котором не орудуют проиранские шиитские вооруженные отряды, где нет гуманитарной катастрофы, Ирак, включенный в глобальную экономику – все это очень важно для наших национальных интересов.



Линдси Грэм: Ваш ответ «да»?



Дэвид Петреус: Да, сэр, извините.



Линдси Грэм: Значит, вы заявляете Конгрессу: вам известно, что не менее 60 солдат будут погибать каждый месяц вплоть до июля. Вам известно, что мы будем тратить по 9 миллиардов в месяц, и все-таки вы уверены в том, что наши национальные интересы стоят того, чтобы заплатить за них такую цену?



Дэвид Петреус: Сэр, меня бы здесь не было и я не давал бы рекомендации, которые я дал, если бы я не верил в это.



Линдси Грэм: Полагаете ли вы, что большинство находящихся там солдат знает, что их ждет?



Дэвид Петреус: Сэр, я уверен, что это так.



Линдси Грэм: Генерал, я часто слышал от солдат такую фразу: «Я здесь потому, что не хочу, чтобы моим детям пришлось сюда возвращаться». Вы слышали такое?



Дэвид Петреус: Слышал, сэр, и у меня есть сын, который...



Линдси Грэм: ...который, вероятно, пойдет на войну...



Дэвид Петреус: ...стал десантником и - вполне возможно, да, сэр.



Линдси Грэм: Да - не «вполне возможно», а пойдет или в Ирак или в Афганистан. Вы это знаете, не так ли?



Дэвид Петреус: Знаю, сэр.



Линдси Грэм: И рекомендации, которые вы дали, увеличивают вероятность того, что ваш сын пойдет на войну. Вы ведь знаете это?



Дэвид Петреус: Да, правильно, сэр.



Владимир Абаринов: Откровенность и уверенность генерала произвела большое впечатление на законодателей. Его план дальнейших действий предусматривает постепенное сокращение американской группировки в Ираке.


Генерал Петреус считает возможным уже в этом месяце вывести из Ирака подразделение морской пехоты численность в 2 тысячи человек, в декабре – армейскую бригаду, а к середине будущего года – еще четыре сухопутные бригады и два батальона морских пехотинцев. Таким образом численность американских сил в Ираке будет сокращена на 30 тысяч человек. К вечеру вторника стало известно, что президент намерен согласиться с этим графиком и планирует обратиться к нации по этому поводу в четверг.


XS
SM
MD
LG