Ссылки для упрощенного доступа

Александр Румянцев: Показатель детской смертности в Москве лучше, чем в Нью-Йорке и Лондоне


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Беклемищева.



Андрей Шароградский: Детский фонд Организации Объединенных наций (ЮНИСЕФ), ставящий своей целью защиту прав и интересов детей на планете, опубликовал доклад, где констатирует, что детская смертность на планете достигла рекордно низкого уровня в 2006 году.



Ольга Беклемищева: Доклад, о котором идет речь, - промежуточный доклад, суммирующий данные из различных национальных источников и собственные исследования ЮНИСЕФ, охватившие 50 стран мира в 2005-2006 годах. Этот доклад также означает определенную веху в программе «Цели развития тысячелетия», принятой развитыми странами с целью сокращения масштабов нищеты на планете и снижения смертности до 2015 года. Основные цифры доклада взяты из материалов Всемирного конгресса педиатров, состоявшегося в конце августа в Афинах. Рассказывает Лейла Намазова, заместитель директора Научного центра здоровья детей, участник конгресса...



Лейла Намазова: С 26-го по 30-е число в Афинах проходил Всемирный конгресс педиатров. Он бывает один раз в три года, и на нем подводятся основные итоги работы за предшествующие три года, оглашаются самые большие результаты, ну и соответственно, каким-то образом обсуждаются перспективы работы на будущее. На последнем конгрессе, он был уже 25-й по счету, все пленарные заседания освещали проблему снижения детской младенческой смертности, в том числе все вопросы, связанные с вакцинацией.



Ольга Беклемищева: ЮНИСЕФ приводит следующие цифры: на 73% снизилась смертность от кори к югу от Сахары, на 40% снизилась смертность в Индии, когда матерей стали обучать правильному уходу за младенцами, во Вьетнаме смертность снизилась более чем на треть и так далее. Исполнительный директор ЮНИСЕФ Энн Венеман заявил: «Это исторический момент, но потеря 9,7 миллионов молодых людей является неприемлемой. Мы знаем, что жизнь детей можно спасти, когда они имеют доступ к современным медицинским технологиям». И это хорошо видно из сравнения медицинских статистик: в развитых странах умирают шесть младенцев на 1000 родившихся, в странах Латинской Америки, в Китае, в странах СНГ - 24 на 1000, в Индии - 76. Собственно, в России дела обстоят несколько лучше.



Лейла Намазова: Не секрет, что иногда нашу страну пытаются перечислять через запятую с какими-то развивающимися странами - странами Африки и так далее. Конечно, мы, отечественные педиатры, не можем спокойно это слушать, потому что в нашей стране была заложена и, собственно, существует до сегодняшнего дня одна из самых сильных систем медицинского наблюдения детей, и именно в принципы отечественной педиатрии всегда закладывался этот профилактический подход.



Ольга Беклемищева: По мнению главного педиатра Москвы, главного гематолога России академика Александра Румянцева...



Александр Румянцев: Мы в Москве имеем уникальные показатели младенческой и детской смертности. У нас для москвичей, имеется в виду - для тех, мамы которых прописаны в Москвы, которые вовремя наблюдаются в женской консультации, приходят за родовым сертификатом во время первых трех месяцев беременности, которые обязательно находятся под наблюдением врачей, у нас смертность в Москве меньше шести человек на 1000 родившихся живыми. Это показатель для такого мегаполиса, как Москва, ну, лучше, чем в Нью-Йорке и в Лондоне, и в других крупных мегаполисах. Надо иметь в виду, что у нас Москва особый город, где, помимо миллиона 980 тысяч детей и 100 тысяч рождаются ежегодно, присутствует колоссальное количество людей, которые проездом рожают, вся та публика, которая не посещает во время врача, которая рожает на ходу, на лету и так далее. У них показатель младенческой смертности выше несколько. Но все равно показатель в Москве для так называемых иногородних и других лиц, которые не являются чисто москвичами, ниже, чем общероссийский. Это говорит о том, что в Москве просто имеются технологии определенные и родовспомогательные учреждения, которые организованы таким образом, чтобы снять этот вопрос.



Ольга Беклемищева: Но островки благополучия не должны помешать видеть проблему в целом: на планете снижается детская смертность, но медленно. Более того, Всемирная организация здравоохранения согласна, что прогресс в снижении детской смертности зашел в тупик. Журнал "Ланцет" намерен в течение двух недель опубликовать документ, подготовленный доктором Кристофером Мюррей, директором Института оценки показателей здоровья в Университете Вашингтона. Доктор Мюррей критикует подходы ЮНИСЕФ к сбору данных. И констатирует, что смертность детей на планете снижается более медленными темпами, чем это было три десятилетия назад. А как обстоят дела в России?


Слово Лейле Намазовой...



Лейла Намазова: Что касается сегодняшней ситуации, то, к сожалению, она уже не столь радостна, как была еще какое-то время назад. Да, мы имеем национальный календарь вакцинации, мы вакцинируем от 10 инфекций, тогда как сегодня в мире, скажем, существует возможность защищать уже от 27 инфекций. Конечно, можно спорить о целесообразности защиты от онкологических болезней, от рака шейки матки, но многие страны ввели эту вакцину в свой календарь и считают, что, сохраняя репродуктивный потенциал нации, они таким образом заботятся о будущем своей страны. Нужно нам это? Ну, с точки зрения нас, педиатров, нужно. Мы бы очень хотели, чтобы те программы, которые были начаты в рамках национального приоритетного проекта "Здоровье" по вакцинопрофилактике, когда впервые столь существенные суммы были выделены на профилактику таких болезней, как гепатит В, например, у подростков, краснуха, профилактика врожденных уродств у плода, те же большие деньги были выделены на защиту от гриппа, тоже очень тяжелая инфекция, которая, естественно, наносит большой экономический урон стране и, безусловно, является причиной в том числе летальных исходов среди маленьких детей и пожилых людей. Но нам бы хотелось, чтобы это была не такая разовая акция, а чтобы это, может быть, вошло в такую хорошую привычку, чтобы государство по-прежнему выделяло большие деньги именно на вакцинальные программы.



Ольга Беклемищева: Так что пока не известно, что является причиной замедления прогресса в этом вопросе - непреодоленная нищета или удорожание медицинских технологий, или предел наших современных возможностей в организации здравоохранения, но пока в России (за исключением Москвы) гибнет 10-11 детей из тысячи родившихся живыми. Что же нужно делать, чтобы прогресс продолжался? Отвечает Академик Александр Румянцев...



Александр Румянцев: Резкое укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений, затем система контроля за беременными женщинами и внедрение новых технологий ведения пациентов. Потому что младенческая смертность - такой показатель, который прежде всего определяется так называемыми "перинатальными причинами смерти", то есть смертность у детей, которые имеют те или иные проблемы в родах, первое место занимают эти расстройства. На первом месте стоит острая асфиксия, а на втором месте стоят пороки развития у детей.



Ольга Беклемищева: Будет ли все перечисленное делать новое правительство - покажет время.


XS
SM
MD
LG