Ссылки для упрощенного доступа

Станислав Белковский: "Война основных кланов ингушского народа против президента Зязикова достигла апогея"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Карэн Агамиров.



Кирилл Кобрин: Президент Ингушетии Мурат Зязиков заявил сегодня на встрече с журналистами, что не собирается подавать в отставку, и охарактеризовал политику центральных средств массовой информации по отношению к республике «информационным терроризмом». В самой Ингушетии происходят разнообразные события - и митинг в Назрани в связи с очередным похищением людей, и очередное нападение на военных.



Карэн Агамиров: Братья Аушевы, похищенные накануне, возвращены из Чечни домой и находятся у родителей, поэтому митингующие после полуночи разошлись по домам, но утром продолжили протест, сообщает корреспондент Радио Свобода в Назрани Ахмед Султанов.



Ахмед Султанов: Оба Магомеда Аушевых сильно избиты, но могут без посторонней помощи передвигаться. По одной из версий, они находились в Чечне на территории одной из силовых структур. С раннего утра на месте вчерашней акции начали опять собираться люди. На данный момент их где-то около 150-200 человек. Никаких требований они не выдвигают. Как сообщил Радио Свобода один из участников акции, пока решается вопрос о целесообразности продолжения митинга. По его мнению, акция, скорее всего, будет прекращена. По крайней мере, перекрытую дорогу на улице Чеченской они уже освободили для проезда автотранспорта. На месте вчерашнего митинга работают коммунальные службы Назрани, собираются камни, обрезки труб, которыми была вооружена часть митингующих. "Люди могут разойтись, но проблема остается, она не решена полностью, потому что в безвестности находится судьба еще сотен ингушей, которые были похищены силовыми структурами и мы можем опять возобновить акцию", - предупреждают участники этого митинга.



Карэн Агамиров: Между тем президент Ингушетии Мурат Зязиков убежден: центральные средства массовой информации проводят по отношению к республике целенаправленную политику «информационного терроризма».



Мурат Зязиков: Это вот ваш канал говорит, что там каждый день похищения, вот такое же похищение, как вчерашний шоу-спектакль. Тиражируют информацию целый день, что - в Ингушетии обстрелян уазик внутренних войск, МВД Российской Федерации, ранен, неизвестные скрылись в каком-то направлении. Такого факта в республике не было. За день до этого военнослужащий внутренних войск - неосторожное обращение с оружием - ранил своего же военнослужащего. Все. Ничего подобного, о чем тиражируют, этого нет. И, вы извините, такие же факты есть и в других регионах юга нашей страны, но их не показывают. Вот я это отношу к тому, что есть какой-то запрет, но я не знаю, от кого это все. Если в Ингушетии что-то случается, то это случается где угодно, здесь не виноваты ни силовики, ни правоохранительная система, здесь, говорят, виноват президент, куда смотрит президент… В других регионах не так. А вот насчет отставки - у меня конституционный срок до моего избрания, до 2010 года, а я еще 10 лет буду. Так что им, этим товарищам, кто вам задает вопросы, объясните... я уже как-то говорил на предыдущей пресс-конференции, как у нас говорят, в Одессе: не дождутся, я не из того теста сделан. Я единственное, конечно, не смогу быть таким, как некоторые другие наши руководители-соседи, я другой человек совершенно. Мне говорят: а почему вот, там, как в Чечне? Я не могу полевые формы одевать, я площадкой для экспериментов республику Ингушетию сделать никому не позволю. А то, что вы спрашиваете, это будет, к сожалению, продолжаться до тех пор, пока те деньги, которые на это вброшены, не кончатся, потом будет опять... Потом будет какая-то новая технология, Дагестан, там, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, потом опять к нам вернутся, и потом опять начнется информационный терроризм по отношению к республике. Ребята, пусть упражняются... где-нибудь находят другое место. Еще раз я им говорю: экспериментом ни на выборы, ни перед выборами и площадкой для своих этих... Ингушетия не будет.



Карэн Агамиров: Но кто эти «ребята»?



Мурат Зязиков: Я не хочу называть этот сайт, откуда вы берете информацию, потому что я не хочу делать рекламу, потому что это не сайт, а помойка. И много того, что там сообщают, на этом ресурсе, где сервер стоит в Соединенных Штатах, штат Висконсин, оттуда они это все вещают… Понятно, эти ребята хотят эту площадку, Ингушетию, иметь в качестве эксперимента. Не будет.



Карэн Агамиров: Пообещал президент Ингушетии Мурат Зязиков.


А возможное объединение с Чечней?



Мурат Зязиков: Отношения с руководителем республики у меня нормальные, я бы сказал, братские отношения, и мы их будем поддерживать. Вопрос объединения... никаких укрупнений, оптимизации, структурных изменений, депортаций, каких-то других конфигураций, каких-то политических экспериментов территориальных я не приемлю. Я считаю, что это пройденный исторический этап. Ингушетия больше экспериментировать не хочет. Кто бы из каких бы высоких кабинетов, еще каких-то лабораторных условий этот эксперимент не планировал, нам, многонациональному народу Ингушетии это не нужно. Я думаю, точно также это не нужно чеченскому народу.



Карэн Агамиров: Теперь мнение о ситуации в Ингушетии политолога. У микрофона Радио Свобода директор Института национальной стратегии Станислав Белковский.



Станислав Белковский: Кремль сегодня стремительно теряет контроль над Ингушетией. И во многом это связано со слабостью и недееспособностью нынешнего президента республики Мурата Зязикова. Пять лет назад Кремль, тогда в лице полпреда президента в Южном федеральном округе генерала Виктора Казанцева, фактически навязал Ингушетии Мурата Зязикова, полковника ФСБ, который никаким серьезным авторитетом в республике не пользовался. Уже тогда назначение Зязикова было воспринято влиятельными ингушскими кланами, как оскорбление. Особенно оскорблен оказался клан Гуцериевых во главе с Михаилом Гуцериевым, который хотел видеть президентом Ингушетии своего брата Хамзата, и на открытых честных выборах, безусловно, так бы и получилось. Именно в этот момент началась война всех основных групп влияния, всех основных кланов ингушского народа против президента Зязикова, которая сегодня достигла апогея. Иностранные государства и спецслужбы здесь совершенно не при чем, и Зязиков об этом прекрасно знает. Просто он никак не может назвать истинных виновников, поскольку этим он только усугубит свое нынешнее положение, но нисколько не поможет себе решать проблемы, которые он решить не в состоянии в принципе в силу своего кризиса, а также отчасти в силу непонимания Кремлем специфики ингушского общества, в котором клановые связи и позиции весьма и весьма важны.


Над Зязиковым нависает еще одна угроза по имени Рамзан Кадыров. Президент Чечни, который пребывает в фаворе у Владимира Путина и получил практически неограниченный мандат управления недавно мятежной республикой, давно грезит о восстановлении Чечено-Ингушетии и хочет воспользоваться откровенной, очевидно слабостью Мурата Зязикова для того, чтобы поставить вопрос об объединении двух республик под своим собственным контролем. Это означает, что Мурат Зязиков в любом случае не выживет и не сохранится в качестве президента Ингушетии в среднесрочной перспективе. Однако, поскольку Владимир Путин никогда не принимает решений под внешним давлением, то, скорее всего, он будет тянуть и держать Зязикова до следующей весны, пока сам не покинет Кремль. В любом случае ситуация развивается для Кремля весьма и весьма неблагоприятно и без кардинального изменения философии своей политики на Северном Кавказе в целом и по отношению к Ингушетии в особенности кризис урегулирован не будет, он будет лишь разрастаться.



Карэн Агамиров: Полагает Станислав Белковский.


XS
SM
MD
LG