Ссылки для упрощенного доступа

Глобальное потепление и судьба белых медведей


Ирина Лагунина: Глобальное изменение климата грозит полным исчезновением белого медведя – такие данные приводит в своем новом докладе Всемирный фонд дикой природы. Специалисты утверждают, что к 2050 году популяция белых медведей может сократиться на две трети, и призывают мировое сообщество разработать программу по спасению этих животных. Белый медведь – символ Арктики. Зоологи говорят о необычайном уме и красоте этих животных. Неслучайно у клеток с белыми медведями в зоопарках мира – всегда аншлаг, а такое редкое событие, как рождение в неволе медвежат, становится едва ли не главной новостью. Рассказывает Любовь Чижова.



Любовь Чижова: Защитники животных бьют тревогу – по их данным, популяция белых медведей сокращается год от года. Одной из главных причин называют глобальное изменение климата. Сейчас в мире насчитывается от 20 до 25 тысяч особей белых медведей, но, по прогнозам ученых, лет через 40 их может стать меньше на две трети. В Докладе Всемирного фонда дикой природы говорится, что в нынешнем году ожидается очередной рекорд – к концу сентября льды Арктики могут достичь минимальных размеров за всю историю наблюдений. Как же это отразится на жизни белых медведей? Рассуждает директор региональных программ Всемирного фонда дикой природы Виктор Никифоров…



Виктор Никифоров: Для медведя очень важна ситуация с кромкой полярных льдов. Потому что кромки льдов приурочены все рыбные запасы, которыми питается нерпа, а нерпа - это основной вид добычи медведей. У некоторых людей такое ощущение, что белых медведей очень много. А на самом деле численность медведей во всей колоссальной Арктике только 20-25 тысяч особей всего. Почему такой большой разброс по данным? Потому что реально очень сложно оценить, сколько медведей. Есть некоторое количество данных достаточно точных, например, в Баренцевом море, где проводились хорошие исследования, в некоторых регионах Канады. А так по тем медведям, которые находятся в российской Арктике, практически нет, поэтому такая оценка 20-25. Но это фактически ничто.



Любовь Чижова: Специалисты дают какие-то рекомендации, а как же сохранить популяцию медведей?



Виктор Никифоров: Должны участвовать все арктические страны. А сейчас, как вы понимаете, есть медведи - Россия, Канада, Гренландия, Аляска, Норвегия, то есть Штаты, включая Аляску, и Норвегия, которая с нами делит популяцию в Баренцевом море. То есть ситуация во всех странах разная. Мы, конечно, ругаем Россию, но в России на самом деле ситуация может быть самая хорошая, потому что по сравнению с другими странами у нас был полностью запрет охоты с 56 года, то есть уже прошло 51 год, и вид внесен в Красную книгу. Но по нашим прогнозам, экспертным данным, где-то в среднем порядка 150-200 медведей отстреливают нелегально, то есть это полностью криминал. Но в то же время наши соседи в Гренландии, где не так много местного населения, отстреливают более 200 особей в год легально. В Канаде тоже для коренного населения где-то 400-500, но стреляет некоммерчески, я думаю, можно оценить в 50-70 на территории США. То есть в среднем мы изымаем из мировой популяции около тысячи особей белого медведя. Вообще это символ Арктики, символ арктических широт. Если мы допустим, что этот уникальный вид исчезнет, просто будет катастрофа.



Любовь Чижова: Говорил Виктор Никифоров из Всемирного фонда дикой природы. Белый медведь – символ Арктики, но мало кому посчастливилось наблюдать за ним в условиях его естественного обитания. Большинство людей видели медведя в зоопарке. Для того чтобы сделать жизнь животных как можно более комфортной и приближенной к натуральной, специалисты кормят медведя морской рыбой, обливают ледяной водой и даже бросают в вольеры специальные игрушки – чтобы медведь на них «охотился». Но констатируют, что ни один медведь из зоопарка не выживет, если его перебросить в Арктику. О том, как живется четырем белым медведям в зоопарке российской столицы, и как они переживают теплые московские зимы, я побеседовала с сотрудницей зоопарка зоологом Натальей Истратовой…



Наталья Истратова: Белый медведь – это очень красивое животное, вообще некрасивых животных нет, но белый медведь, безусловно, уникален. От отличается от других медведей. Он такой весь вытянутый, весь приспособленный к воде. Шерсть у него как у прекрасной собаки, хорошо опушенной. И когда он трясет шерстью, выйдя из воды, впечатление совершенно невероятное. Это умное животное. Я буквально на днях была в Волоколамском питомнике, на моих глазах наш директор зоопарка играл с белым медведем. Директор направлял на медведя струю воды, медведь в этой струе, так ему не очень приятно, когда ему по носу, и он хочет то же самое доставить директору. Поэтому он плюхается со всего маху в бассейн и окатывает директора водой. Они квиты. Те две пары, которые находятся в Москве на Красной Пресне, - это размножающиеся пары, они размножаются практически каждый год. На белых медведей высокий спрос в других зоопарках мира и этих медвежат, которые рождаются, мы отправляем в другие зоопарки мира. Белые медведи очень популярны среди посетителей. Когда они в вольере, всегда вокруг вольера выстраивается большое количество людей.



Любовь Чижова: Прошлая зима была довольно теплой для Москвы, снег выпал только после нового года. Это как-то отразилось на поведении белых медведей в московском зоопарке?



Наталья Истратова: В условиях неволи потепление медведей никак не касается. Дело в том, что сами особи медведей прекрасно выдерживают любые температуры, в том числе и жаркое московское лето. И уж, конечно, они прекрасно чувствовали себя в ту зиму, которая была. Московский климат для белых медведей вполне подходит. Дело в том, что белые медведи - это млекопитающие с постоянной температурой тела. У них очень плотная, хорошо изолирующая от перемен температуры окружающей среды шерсть, и они прекрасно переносят как холод, так и жару.



Любовь Чижова: Специалисты утверждают, что к 2050 году популяция белых медведей в Арктике может сократиться на две трети из-за глобальных изменений климата.



Наталья Истратова: К этой информации надо относиться с некоторым скепсисом, потому что, что на самом деле будет происходить с климатом земли, пока трудно сказать. Но, безусловно, какие-то изменения в Арктике происходят. И если белый медведь прекрасно переносит любые изменения температуры, индивидуально каждая отдельная особь, то те изменения, которые под воздействием потепления могут происходить, например, изменения в количестве тех или иных видов рыб , которыми белые медведи питаются, жертва медведей тюлень – это может меняться. Могут изменяться условия в тундре, может изменяться вечная мерзлота, а медведь летом выходит в тундру в больших количествах. Может меняться снежный покров в тех местах, где медведицы строят себе берлоги и может случиться, что они не смогут выращивать потомство. Но это все может случиться, а может не случиться. В любом случае человечество должно быть к этому готово. И как раз содержание белых медведей в зоопарке – это и есть создание резервной популяции белых медведей. Если что-то случится в природе, белые медведи не исчезнут, потому что в зоопарках мира они достаточно хорошо живут и размножаются.



Любовь Чижова: Наталья Ивановна, а чем белый медведь из зоопарка отличатся от своего дикого сородича? Скажем, если его сейчас закинуть в ледяную Арктику, он выживет?



Наталья Истратова: Белый медведь, который вырос в зоопарке, не имел никакого опыта охоты, он не сможет охотиться. Он, конечно, сможет прекрасно ходить по снегу, он прекрасно будет плавать в проруби – это он все умеет. Но охотничьи навыки он будет набирать медленнее, чем ему нужно для того, чтобы себя прокормить. Попав в зоопарк или родившись в зоопарке, белый медведь попадает в очень комфортную среду, где он живет фактически на всем готовом. Единственная проблема, которая у белых медведей в зоопарке возникает – это отсутствие охоты. Медведю в зоопарке несколько скучно. И мы компенсирует это отсутствие охоты тем, что мы даем различные игрушки, с которыми они играют, и таким образом разнообразят свой досуг. Они «убивают» разные пластмассовые игрушки.



Любовь Чижова: Это была Наталья Истратова из Московского зоопарка. Ну, а история белого медвежонка Кнута, который родился в марте прошлого года в Берлинском зоопарке, достойна книги. За что же он полюбился жителям Германии? Рассказывает мой коллега Юрий Векслер…



Юрий Векслер: Весил при рождении белый комочек всего 800 грамм. В целом же по Германии в других зоопарках с 1980 года родилось ровно 70 белых медвежат и это не вызывало никакого общественного интереса, но отвергнутый матерью Кнут стал звездой телевидения Германии, а в дальнейшем и остального мира, стал символом массового умиления. От рождения Кнут был под опекой служителя зоопарка Thomas Dorflein и начиная с марта 2007 по недавнее время регулярно выходил на встречу с публикой всех возрастов. Бум посетителей, приходивших в исключительно из-за Кнута, изрядно пополнил бюджет знаменитого берлинского ЦОО.


Публику интересовало и восхищало все, например, звуки того, как Кнут сосет молоко из бутылки, и этот почти механический звук стал звучать с мобильных телефонов.


Про Кнута написали и издали книги и фотоальбомы, в том числе и в США, берлинское телевидение посвящало ему передачи, но медвежата растут быстро. Маленький кнут, похожий поначалу на мятный пряник, превратился в белое и уже небезопасное облако весом около 80 килограмм. Развлечение кончилось, Остались, правда, видеосъемки и песни.


История Кнута обозначила известную специалистам дилемму разведения медведей в неволе


Говорит Президент немецкого союза защиты животных Вольфганг Апель.



Вольфганг Апель: Зоопарк не является местом пригодным для нормальной жизни медведей, и поэтому мы не должны так сказать разводить медведей, а затем или усыплять их или передавать сомнительным организациям



Юрий Векслер: Крайние опасения защитников животных, утверждавших, что Кнут уже не сможет стать полным представителем вида, и поэтому предлагавших усыпить его, не разделяет ни руководство берлинского зоопарка, ни выкормивший и выходивший Кнута и ставший благодаря ему на время также телезвездой Томас Дерфляйн.



Томас Дерфляйн: Кнут не очеловечится, он вырастет, достигнет половой зрелости, будет интересоваться медведицами, он не станет голубым и будет свободным от человеческого влияния.



Юрий Векслер: Говорит Рюдигер Шмидель, директор специального парка в Тюрингии и Ворбис для престарелых медведей. Всего этих мало кому нужных животных в распоряжении Рюдигера Шмиделя 12.



Рюдигер Шмидель: Медведь может прожить под опекой человека от 30 до 40 лет. И человек должен эти 30-40 лет нести за него ответственность. Медвежата же остаются таковыми всего пару лет. И после того, как они перестают быть предметом умиления и восхищения, интерес публики к ним пропадает.



Юрий Векслер: Быстро выросший Кнут пока еще привлекает внимание юных посетителей, которые пытаются перекликиваться с ним, удачно ему подражая. И Кнут отвечает им ЭЭЭ, звучащим грустно, как ЭЭЭ - юность кончилась.



Любовь Чижова: Из Германии передавал корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер. У медвежонка Кнута все более-менее благополучно – живя в неволе, он сыт, здоров и полон перспектив. У его диких сородичей все не так гладко – ежегодно в Арктических странах отстреливают до тысячи белых медведей, да тут еще изменение климата, из-за которого хищники остаются без еды. Защитники животных признают, что остановить перемену климатических условий - не в их силах. Они призывают запретить убийство белых медведей. Иначе страшные прогнозы специалистов сбудутся, и в конце нынешнего века увидеть белых медведей можно будет только в зоопарках.



XS
SM
MD
LG