Ссылки для упрощенного доступа

Против мэра Ханты-Мансийска возбуждено уголовное дело


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Михаил Саленков.



Никита Татарский: Против мэра Ханты-Мансийска Валерий Судейкина возбуждено уголовное дело, его обвиняют в превышении должностных полномочий, а, точнее, в незаконном отчуждении собственности. Как установили следователи, глава города, зная о сносе ветхого жилого дома, подписал, в нарушение требований закона, с одной из сотрудниц городской администрации договор социального найма, после чего женщина получила квартиру, хотя у нее не было права на жилье в порядке очередности. А до этого Европейский суд по правам человек обратился к руководству России разъяснить мотивы заключения под стражу другого российского мэра Александра Макарова. Главу Томска облпрокуратура обвиняет в мошенничестве, получении взятки и хранении наркотиков.


О том, почему в России в последнее время столь часто мэры попадают в центр внимания правоохранительных органов, мой коллега Михаил Саленков побеседовал с экспертом Института региональной политики Алексеем Титковым.



Алексей Титков: Пока ханты-мансийское дело, если судить по тому поводу, по которому оно было начато, в принципе одно из самых мелких. Вполне возможно, что в другой политической ситуации здесь речь шла бы не об уголовном деле, а о служебном взыскании или еще какой-нибудь мере воздействия, не очень строгой: одного человека продвинул вне очереди по линии расселения ветхого жилья.


А что же касается Томской области, то там набор обвинений значительно больше и в целом в томском случае, скорее всего, объясняется политической ситуацией, поскольку мэр Макаров был одной из самых влиятельных политических фигур в Томске, не скрывал своих амбиций на то, что он рассчитывает в дальнейшем на более высокий пост, чем мэр регионального центра. Как первый шаг - это руководитель Думы области. И здесь вполне не исключено, что ряд уголовных дел против Макарова был нужен, в том числе и чтобы остановить его дальнейшую политическую карьеру.



Михаил Саленков: Алексей, скажите, пожалуйста, а смена человека на этом посту, она как-то меняет ситуацию? Что-то меняет вообще в городе, в каком-то конкретном городе, где возбуждается уголовное дело против мэра?



Алексей Титков: Как правило, действует закономерность, что следующий мэр после громкого уголовного дела старается себя вести более осмотрительно, более тщательно продумывает свои решения, но в принципе есть, можно сказать, несчастливые города, вроде Нефтеюганска в Ханты-Мансийском автономном округе, где в самом городе мэры сменяются по цепочке один за другим в результате тех или иных действий правоохранительных органов. Или еще более известный, более громкий пример, город Владивосток, где уже третий мэр подряд, его работа сопровождается чередой скандалов и уголовных дел, я думаю, что даже с уходом нынешнего мэра Николаева, если его предположить, в общем-то, эта цепочка вряд ли будет остановлена. Тем более, если учитывать, что сейчас интерес федеральных органов к Владивостоку особенно велик в связи с предстоящим саммитом АТЭС, в целом программой по Дальнему Востоку, и там будут следить, я думаю, особенно тщательно за тем, что происходит. То есть я бы сказал, что сейчас действительно за последние годы федеральная власть, с одной стороны, стала выделять и на региональный уровень, и на уровень местного самоуправления больше ресурсов, больше возможностей, но одновременно это сопровождалось и усилением контроля и финансового, и в целом. И пока это и для региональных, и для местных властей новый вызов, с которым они, видимо, еще не вполне понимают, как справиться, особенно на самом низовом уровне, муниципалитетов.



XS
SM
MD
LG