Программу ведет Михаил Саленков.
Михаил Саленков: Накануне стал известен новый состав российского правительства. Президент страны Владимир Путин объявил вечером, что в его состав вошли все министры из предыдущего кабинета, кроме Германа Грефа, Владимира Яковлева и Михаила Зурабова. Повышен в должности министр финансов Алексей Кудрин, ставший вице-премьером, посты первых вице-премьеров сохранили за собой Сергей Иванов и Дмитрий Медведев, а посты вице-премьеров - Александр Жуков и Сергей Нарышкин. Нарышкин остался и руководителем аппарата правительства.
Отставку непопулярных, как говорят эксперты, министров и возможные изменения экономической политики в правительстве в связи с уходом Германа Грефа мы попросили прокомментировать руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина.
Евгений Ясин: Я подозреваю, что Греф не вошел в новый состав, потому что он давно просился его отпустить, и он ушел по собственному желанию, мое такое представление. Может быть, он сейчас уже и жалеет, но, знаете, когда слово сказал раз, потом уже поздно. И думаю, что на самом деле он предпочитает найти себе другую работу.
Что касается Зурабова, то просто, я думаю, его отставка была предопределена, прежде всего, историей с фондом обязательного медицинского страхования, поскольку там совершенно очевидные были признаки коррупционного скандала. Во-вторых, историей с этими лекарствами льготными, вся работа оказалась провалена. В общем, вытаскивали его, вытаскивали, но общее впечатление общества было негативное. И хотя он хороший менеджер и мог бы добиться больших успехов, надо сказать, что ему достался такой самый, самый тяжелый участок. Замена? Учитывая то, что там, видимо, важную роль играли финансовые различные накладки, злоупотребления, решили поручить это Голиковой. Голикова классный финансист, с трудом себе представляю, как без нее будет справляться Кудрин. Более высокий пост откроет для нее какие-то новые возможности, хотя не думаю, что ей удастся добиться серьезных успехов в деле реформирования здравоохранения и так далее.
Что еще? Изменения в политике я не ожидаю.
Михаил Саленков: Вот как раз я об этом и хотел спросить, об изменениях в экономической политике. С уходом такой фигуры, как Герман Греф...
Евгений Ясин: Политику реально определяли не в Белом доме, а в Кремле. Уже давно либеральный вектор в значительной степени был утрачен. Как сейчас будет развиваться, я думаю, что это по-прежнему будет направление на усиление интервенционистской политики, то есть усиление вмешательства государства в экономику, политика более расходная. В остальном я не вижу пока заметных подвижек. Произойдут какие-то изменения в экономической ситуации, наверное, будут изменения в политике. Пока нет у меня оснований для такого расчетов на это.
Самое главное для России - это политика даже не в области экономики, а в области государственного строительства, наведения порядка в правоохранительных органах, в суде, в обеспечении законности и в социальных реформах: образование, здравоохранение, пенсионная система и так далее. Довольно серьезный, сложный большой комплекс. Не думаю, что это правительство может добиться серьезных подвижек по всем этим направлениям.
Михаил Саленков: Евгений Григорьевич, у меня последний вопрос. По вашим словам выходит, что эти изменения в кабинете министров столь несущественны, что возникает вопрос, а зачем же вообще тогда нужно было менять правительство, отправлять в отставку правительство Фрадкова
Евгений Ясин: Фрадкова надо было отправлять в отставку, это очевидно. Он был переходной фигурой. А здесь нужна была фигура, которая могла играть серьезную роль в смене руководства. Премьер-министр либо сам становится претендентом, либо он должен сыграть роль стабилизирующего начала в процессе смены президента. Поэтому он все равно должен был уйти, это было очевидно. О том, что появился Зубков, который пока кажется ничем не лучше, чем Фрадков, ну, посмотрим, сейчас пока говорить рано. А что касается остального, повторяю вам, политика делается не в Белом доме, политика делается в Кремле. Как там получится, посмотрим.