Ссылки для упрощенного доступа

Эрнст Черный: "Что такое климат, мы плохо себе представляем, как он изменяется - тем более"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие кандидат географических наук Эрнст Черный.



Михаил Саленков: У борцов с глобальным потеплением есть немало противников, по словам которых, изменение климата и среднегодовой температуры на планете - это лишь естественные природные процессы, которые происходили и раньше, даже до появления человека на Земле. Такую точку зрения разделяет и кандидат географических наук, специалист по проблемам экологии Эрнст Черный.



Эрнст Черный : Дело в том, что мы пытаемся говорить о предмете, который знаем очень слабо. Что такое климат, вообще, мы плохо себе представляем. Как он изменяется - тем более, а какие силы действуют, которые приводят к тем или иным изменениям, тоже не знаем. Дело в том, что никакой теории климата в принципе не существует. И когда говорят, что вот сегодня стало жарко или так было холодно 40 или 70 лет назад, но так ведь было. Когда говорят, что снег выпал только в январе, так вот, несколько сот лет тому назад все-таки снег выпадал в январе, такое бывало. И где, и когда проявляется эффект деятельности человека, а где и когда проявляется ход естественных процессов - сказать очень трудно. Отделить одно от другого необычайно трудно.


Вот то, что сейчас происходит - спекуляция на том, что выброс СО2, скажем, и других парниковых газов, это оно и приводит к потеплению, к изменению климата... Какие-то климатические параметры, наверное, меняются, но самое главное - дело в том, что они менялись и раньше, просто раньше мы их не отслеживали, а сегодня более эффективно отслеживаем. Ну, скажем, известно, что в начале прошлого века и, скажем, по 40-е - 50-е годы северная граница льдов Антарктики отступила к югу, по-моему, на 1600 километров. Это же все-таки серьезные вещи, которые были в начале прошлого века, когда этот фактор, который мы сейчас так активно пытаемся использовать, он просто не действовал.


Ледовитость арктических морей снижается, но я должен сказать, что это происходило и ранее тоже. Это такой вот определенный маятник, когда в одно время похолодало, в другое время потеплело. Твердых ответов на этот вопрос нет, потому как, я повторяю, никакой теории климата на сегодняшний день не существует.



Михаил Саленков : А есть у вас твердый ответ на то, нужен ли Киотский протокол, или новый, который будет обсуждаться на Бали?



Эрнст Черный : Киотский протокол, на мой взгляд, это абсолютно политическая штука. Примерно также как 2000 год, когда подняли большой шум - проблема 2000, а что будет, все остановится, все замрет и так далее. Вот мне очень напоминает, только масштабы, конечно, здесь побольше будут. Такое впечатление, что, в общем, это большая афера, действительно.


Вот когда скандинавы высаживались на Гренландию (Гренландия - зеленая страна), то там льда вроде как и не было; сейчас она белая, а тогда она была зеленая. На мой взгляд, это все колебания, связанные с естественными процессами в большей степени, чем колебания, связанные с деятельностью человека. Потому что деятельность человека сказывается в основном пятнами. Скажем, если мы берем от Урала и до Камчатки - это пустая абсолютно территория, на которой никакой хозяйственной деятельности не ведется. Если возьмете Австралию - это чистая страна. Если возьмете Африку... и так далее.


Я как-то считал, значительный процент территории обитания нашего - это все чистая территория. 71 процент поверхности нашей планеты - это мировой океан, где эта проблема как таковая, в общем, не стоит. И только 29 процентов - это суша, на части которой происходят вот эти загрязнения.


XS
SM
MD
LG