Ссылки для упрощенного доступа

Станислав Белковский: «Путин решил остаться. На третий, четвертый, пятый срок»


По мнению директора Института национальной стратегии, операция «Преемник» становится абсолютно технической
По мнению директора Института национальной стратегии, операция «Преемник» становится абсолютно технической

Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский назвал «колоссальной ошибкой» решение Владимира Путина возглавить избирательный список «Единой России». По словам политолога, этот факт означает, что Путин, уходя с поста президента, намерен де-факто продолжать управлять страной. «Россия лишается исторической перспективы, - говорит Белковский. - Рушатся какие бы то ни было надежды на трансформацию России в великую державу XXI века, которые держали на плаву значительную часть активного населения страны на протяжении последних 15 лет».


- Станислав Александрович, как вы прокомментируете решение Владимира Путина возглавить список "Единой России"? Какие аргументы должны были быть приведены президенту России, чтобы он связал себя с этой партией?


- По всей видимости, президент России Владимир Путин разочаровался в идее стать персональным пенсионером всемирного значения. Он все-таки решил остаться на третий срок, а так же на четвертый, пятый и шестой, ибо он не видел никакого мирного сценария транзита власти в России после своего ухода, он не видел возможности в выдвижении элитой консолидированной кандидатуры преемника, потому и произошло то, что произошло. Я считаю, что это колоссальная ошибка, потому что президент России не может быть партийным, у него совсем другой статус. И хотя Путин заявляет о том, что он формально не войдет в партию «Единая Россия», но для всего народа его решение возглавить список партии, безусловно, означает, что он ей принадлежит, а партия ему. Потому, мне кажется, что произошел очень серьезный поворот в политической системе России, что фактически операция «Преемник» действительно становится абсолютно технической. Возможно, этим преемником будет и Виктор Зубков, в таком случае, действительно, наверное, будущему премьеру России Владимиру Путину психологически удобно работать с президентом Виктором Зубковым.


- Значит ли это, что список «Единой России» получит сокрушительное преимущество, и эта партия будет иметь более чем конституционное большинство?


- Я думаю, что да, это означает, безусловно, что весь административный ресурс, весь медиа-ресурс будет сконцентрирован на «Единой России», а остальные партии получат столько, сколько им положено по расписанию. То есть речь идет уже не о честных выборах, а только о том, что Путин захочет сохранить лицо перед лицом Запада и сам назначит процент остальным партиям. По-видимому, «Справедливая Россия» и КПРФ получат в интервале между 15-ю и 17-ю процентами голосов, ЛДПР менее 10 процентов голосов, других партий не будет. Но это будет не результатом предвыборной борьбы, а просто волевым актом президента и будущего руководителя России Владимира Путина, который таким образом остается в российской политике, а не покидает ее.


- Как вы думаете, будет ли осуществлено и закреплено перераспределение полномочий, чтобы президент был действительно слабым, а премьер сильным?


- Сейчас уже почти очевидно, иначе бы Владимиру Путину не стоило бы возглавлять список «Единой России». То есть конституционная реформа в действии, и эта конституционная реформа коснется Владимира Путина, который формально не останется не третий срок, но фактически, видимо, решил управлять страной до конца. Думаю, что это отражает в значительной степени позиции его помощников, которые не видели никакого варианта сохранения своей собственности и капиталов в ситуации любого следующего президента. Я полагаю, что для страны это большая драма, если не сказать больше. Россия лишается исторической перспективы, каких бы то ни было надежд на смену власти. И, безусловно, в такой ситуации находиться в российской политике и в России практически невозможно. Лично я для себя делаю такой вывод и лично я уже сегодня выйду из всех проектов в России, в которых я участвую, потому что абсолютно неприемлемо то, что происходит. Это свидетельствует о полном крушении каких бы то ни было надежд на трансформацию России в великую державу XXI века, тех надежд, которые держали на плаву значительную часть активного населения России на протяжении последних 15 лет.


- То есть это переход от авторитарного режима фактически к тоталитарному?


- Нет, я бы, конечно, не стал здесь разбрасываться такими жесткими терминами. Это лишь говорит о том, что вся эта закоснелая, бессмысленная, бездарная, лишенная какой бы то ни было творческой, созидательной энергии путинщина растягивается на бесконечно долгий срок, что не может не привести к краху и развалу России. И соучаствовать в этом мне представляется глубоко безнравственным.


- У оппозиции нет никаких шансов, на ваш взгляд?


- Ни малейших. Собственно, у оппозиции не просто нет шансов, она отсутствует как таковая. В стране и обществе отсутствует критическая масса людей, которая может сказать происходящему «нет». Не даже в форме активных публичных выступлений, а просто в форме неучастия, несодействия тому безобразию, которое творится. А в такой ситуации чего-либо достичь невозможно. Речь идет о тотальном брежневении сегодняшнего режима и закостенении с поправкой лишь на то, что того запаса прочности, который был у Советского Союза 40, 30 лет назад, не существует, страна стоит на краю гибели. И, безусловно, сегодня праздник радикальной оппозиции, которая никогда не ставила себя на место власти и не хотела ни разделять, ни чувствовать ее проблемы. Но для России это трагедия, не побоюсь этого слова, и трагедия в первую очередь в том, что нет достаточного количества людей, которые согласились бы не то что возвысить голос против этого, но просто отказаться от участия в этом позорном факте.


- Ну что же, спасибо. Печальные выводы, но справедливые. Приходите к нам поговорить, пока можно.


- Приду, но, честно говоря, думаю, покидаю Россию в ближайшие недели, больше не останусь.


- Господи, ну по телефону будем общаться.


- Могу в Прагу приехать.


- Спасибо.
XS
SM
MD
LG