Ссылки для упрощенного доступа

«Путин начинает превращать “Единую Россию” в доминантную партию»


«Различные сценарии передачи власти не предполагают замену Путина другим сильным президентом»

В Москве открылся предвыборный съезд партии «Единая Россия». Сейчас эта партия имеет конституционное большинство в Государственной думе России и считается одним из наиболее вероятных победителей предстоящих 2 декабря очередных выборов в Государственную Думу. На съезде предстоит утвердить федеральный список этой партии на выборах. Буквально первые часы работы съезда принесли довольно неожиданный результат: президент России Владимир Путин согласился возглавить список партии «Единая Россия» на предстоящих выборах в Государственную думу: «Вы связали свою партийную стратегию с именем действующего президента, вашего покорного слуги. Допускают, что с точки зрения логики предвыборной борьбы, это и имеет какой-то смысл, но не уверен в том, что этот план нужно было так персонифицировать, тем более что его автором является не конкретное физическое лицо, а большой коллектив».


Еще довольно неожиданное заявление было сделано накануне съезда. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, который до последнего времени считался одним из наиболее вероятных преемников Владимира Путина на посту президента, заявил о том, что не будет баллотироваться в Государственную думу России по списку единороссов. Дмитрий Медведев объяснил это решение тем, что у него есть много других дел. И, по мнению наблюдателей, по мнению политических наблюдателей, другой первый вице-премьер России Сергей Иванов так же не будет участвовать в списке «Единой России» на предстоящих выборах в Государственную Думу России. До сегодняшнего дня предполагалось, что первая предвыборная тройка «Единой России» на предстоящих выборах будет выглядеть следующим образом. Возглавить список должен был Борис Грызлов, который сейчас занимает пост председателя Государственной Думы. Сергей Шойгу, уже много лет занимающий пост министра по чрезвычайным ситуациям, должен был занять второе место. На третье место претендовала, судя по многочисленным сообщениям прессы, которые, правда, сейчас уже, наверное, можно считать устаревшими, знаменитая спортсменка, победитель чемпионата мира по скоростному бегу на коньках Светлана Журова.


Эти события в интервью Радио Свобода прокомментировал эксперт Фонда Карнеги Николай Петров:


- Каковы ваши впечатления от сегодняшнего заявления Владимира Путина?


- Мне кажется, что, в очередной раз удивив всех, Владимир Владимирович Путин сейчас начинает реализовывать вариант превращения "Единой России" в доминантную партию. Мне кажется, что в целом это очень позитивное развитие событий, которое делает политическую систему несколько иной, а саму политику более публичной и в этом смысле более цивилизованной.


- Что вы имеете в виду, говоря о том, что это позитивное развитие событий?


- Я имею в виду, что с какого-то времени стало понятно, что различные сценарии передачи власти не предполагают замену Путина другим сильным президентом. И можно эти сценарии обозначить как сценарий «слабый президент», то есть сохранение Владимиром Владимировичем Путиным рычагов власти в том или ином качестве при формальной передаче функций президента какому-то другому лицу. И вот у этого сценария могло быть два принципиально разных варианта. Сейчас такое впечатление, что реализуется один, гораздо более публичный, при котором Путин может возглавить правительство, будучи лидером правящей партии, и это превратит российскую политическую систему из системы непонятно как выбираемого монарха в систему доминантной партии, которая, в общем, во многих странах доказала свою жизнеспособность и которая совсем не противоречит во многих случаях демократическим принципам.


- То есть, вы считаете, что Владимир Путин действительно будет избираться в Государственную Думу и его сегодняшнее заявление не является ходом, способным привлечь дополнительных избирателей просто для партии «Единая Россия»?


- Возможно и то и другое. Но, по всей видимости, принято решение и можно теперь задним числом предполагать, что какая-то подготовка к нему велась и раньше и с этим связано затягивание сроков проведения съезда - решение о том, что Путин возглавит список, возглавит партию. Тогда приход Зубкова на пост премьера можно считать подготовкой и переформатированием правительства перед тем, как его возглавит Путин, как лидер побеждающей на выборах партии.


- А есть ли у вас предположение, как будет развиваться борьба теперь за пост президента, если тот вариант, о котором вы говорите, действительно будет реализовываться?


- Мне кажется, что как это могло бы происходить без прихода Путина на пост лидера партии и, возможно, в последующем премьер-министра, так и сейчас, когда этот вариант становится вполне реалистичным, это будет выбор преемника узким кругом лиц или, возможно, одним лицом при участии узкого круга лиц с последующим утверждением этого сделанного выбора в ходе процедуры, собственно, президентских выборов. Принципиально то, что такой президент при сверхсильном, сверхпопулярном лидере партии и премьере - это может быть китайский вариант, когда есть лидер нации без формального поста, что озвучивалось, но представляется крайне маловероятным. Такой вариант предполагает и конституционную реформу, которая в принципе готовится, и можно предполагать, что в результате этой конституционной реформы пост президента будет существенно ослаблен, а пост премьера будет наоборот, резко усилен.


XS
SM
MD
LG