Председатель политической партии «Народ за демократию и справедливость», бывший премьер российского правительства Михаил Касьянов не собирается отказываться от участия в президентской кампании. По его словам, согласие Владимира Путина возглавить избирательный список «Единой России» на выборах в Думу говорит о том, что власть решила «проломить ситуацию» для того, чтобы иметь возможность продолжать нынешний политический курс.
- Меняет ли решение Владимира Путина возглавить список «Единой России» ваши планы относительно президентской кампании и меняет ли это, по-вашему, сам характер президентской кампании?
- Я думаю, что в принципе ничего не меняется. Меняется лишь отношение власти к выборам, и граждане, которые не очень-то разбираются в том, что происходит, конечно, от нас узнают и поймут, что это означает. Это означает проламывание ситуации, а именно продолжение политического курса, который проводится нынешней властью во главе с президентом Путиным. Посмотрим, какая будет ситуация с подходами к выборам президента, а именно, будет ли возможность выдвигаться в качестве независимого кандидата, и будут ли чиниться препятствия всевозможные, такие, как придумывание различных запятых и, так сказать, сдвинутых строчек в документах и так далее, или будет регистрация идти нормальным образом. Конституция не меняется. Это означает, что Россия по-прежнему президентско-парламентская республика. Это означает, что у президента широкие полномочия, это означает, что у правительства широкие полномочия. И, конечно, парламент, который должен представлять большинство российских граждан, должен формировать правительство и, безусловно, консенсус между президентом и правительством должен достигаться. Проблема в том, что нынешний парламент не может считаться легитимным и свободным, поскольку выборы в парламент проходят не по демократическим процедурам. Поэтому легитимность предстоящей Думы, которая будет сформирована по итогам выборов 2 декабря, под большим вопросом, поскольку эти выборы не являются демократическими и не соответствуют европейским стандартам выборов в парламент.
- Как вам кажется, может ли Дума, выбранная таким образом, изменить Конституцию и изменить баланс власти от президента к премьеру, если вдруг премьером захочет стать Владимир Путин?
- [Дума] может изменить Конституцию, конечно, и может изменить баланс, но в этом есть дополнительная опасность. Граждане могли только догадываться (а те люди, кому небезразлично то, что происходит в политической жизни страны, а, как следствие этого, и к тому, что вообще происходит в стране, конечно, они понимают), что угроза, которой они опасались, теперь начинает проявляться в явной форме, именно угроза изменения Конституции.
- Не будет ли это моментом психологической ломки для российских людей, потому что, в общем-то, время, когда лидер партии был одновременно лидером страны - это время Советского Союза?
- Безусловно, это все в большей степени напоминает тот период, который мы называем совдепией, это то, откуда мы вырвались, то есть из тоталитарного режима, пока мы еще не живем в тоталитарном режиме, но точно уже в авторитарном и, конечно, с этим нужно бороться и нельзя, скажем так, впадать в депрессию по поводу того, что мы уже все утратили. Это не так. У нас есть 2 марта, выборы президента и шанс у всех россиян, у всей страны спасти ситуацию, не дать возможности закрепиться этому политическому курсу, который разрушителен для страны, он противоречит национальным интересам Российской Федерации, долгосрочным интересам. Мы должны остановить этот процесс. Это означает избрать иного президента, который не будет продолжать нынешний политический курс, и тогда все встанет на свои места.
- Вам не кажется, что Госдума может успеть за этот небольшой период с начала января по 2 марта уже внести такие изменения, которые не дали бы совершить какой-то коренной разворот от того, что задумано?
- Это уже технические вопросы, нужно еще проанализировать юридические аспекты этого дела. Но, конечно, нынешняя власть будет стараться сделать все как можно быстрее и как можно более незаметно для того, чтобы именно закрепиться и не дать возможность поставить под сомнение то, что их власть каким-то образом уменьшается или утрачивается. Поэтому, конечно, мы за всем будем внимательно следить и помогать гражданам разобраться в том, что происходит.