Ссылки для упрощенного доступа

«Есть опасность, что премьер будет сильнее президента и Рады»


Наблюдатели ОБСЕ зафиксировали лишь незначительные нарушения на выборах. Украинские эксперты с ними не согласны
Наблюдатели ОБСЕ зафиксировали лишь незначительные нарушения на выборах. Украинские эксперты с ними не согласны

По данным обработки 93,96% протоколов на парламентских выборах на Украине, лидирует Партия регионов, которая набрала 34,21% голосов избирателей. Следом за ней с отрывом в 3,4% голосов следует Блок Юлии Тимошенко, у которого 30,79%. За блок «Наша Украина - Народная самооборона» проголосовали 14,27% избирателей, за Компартию - 5,37%, за Блок Литвина - 3,98%.


Подсчет голосов продолжается. Накануне вечером Президент Виктор Ющенко выступил с телеобращением к народу и сообщил, что поручил правоохранительным органам расследовать причины затягивания с передачей данных. На тот момент не были получены протоколы из многих участков в Крыму, Луганской, Донецкой и Одесской областей. По словам оппозиции, есть подозрение, что речь идет о подтасовках в пользу Партии регионов и социалистов. Правда, последние так и не прошли в Верховную Раду, набрав лишь 2,94% голосов.


Международные наблюдатели пришли к выводу, что выборы на Украине соответствуют установленным ОБСЕ нормам проведения свободных и демократических выборов.


Об этом рассказал Радио Свобода глава миссии Европейской сети наблюдателей на выборах словацкий политик Петр Новотны:
- У нас было 400 наблюдателей краткосрочных на выборах и 31 долгосрочных наблюдателей. Наши наблюдатели работали во всех областях Украины, но наш главный штаб находится в Киеве.


- Какое общее впечатление у вас оттого, что вы видели на Украине? В какой степени выборы соответствуют стандартам ОБСЕ?
- Мы сделали оценку в 2006 году и по сравнению с 2007 годом отчеты наших наблюдателей показали, что ситуация улучшилась, что эти выборы совпадают с международными стандартами для демократических выборов ОБСЕ.


- Нарушения какие-то вы регистрировали?
- Нарушения были, но это были только некоторые случаи, что не допускали наших наблюдателей на участки в начале, потом ситуация разъяснилась. Большая проблема была со списками избирателей, потому что, как и на прошлых выборах, было много неточностей, некоторые избиратели не нашли себя в списках, не смогли проголосовать.


- А почему это происходило?
- Это мы замечаем на каждых выборах на Украине. Там есть рабочие группы, которые занимаются этим короткое время до выборов. Мы рекомендовали, чтобы украинское законодательство начало работу с центральным списком избирателей, на регистрацию избирателей, который бы систематически уточнялся, чтобы там ошибок уже в таком количестве не было. Наши отчеты показали, что работали избирательные комиссии лучше по сравнению с 2006 годом. Поэтому тоже по техническим вопросам наша оценка была лучше. Но проблемы возникали с этими новыми изменениями в законодательстве. На границах собирались списки людей, которые выезжали с Украины, их надо было исключить из списков, но многие уже вернулись и нашли себя на границе, что их имя уже было вычеркнуто из списка избирателей. Поэтому эти изменения в законодательстве мы критиковали.


Своим мнением о выборах и о том, совпадают ли их результаты с ожиданиями, поделился независимый киевский политолог Виктор Небоженко:
- Кроме, конечно же, сенсационного результата БЮТ, на который, честно говоря, никто не рассчитывал, (25-26% ей давали все серьезные политики, но 31-32, конечно же, такой цифры никто не давал). Я, кстати, не разделяю оптимизма наших зарубежных коллег и наблюдателей по поводу фальсификаций. Просто на этот раз административный ресурс работал на конкретные политические силы, и в каждом регионе были свои окружные комиссии, которые, скажем так, были лояльны к одной политической силе и не лояльны к другой. Так что не все так просто.


- Получается, если ваши предположения верны, то «оранжевые» подтасовывали в своих регионах, а «голубые» в своих, верно?
- Своих, да. Просто это более совершенно, чем это когда административный ресурс только учился это делать в 2004 году.


- Как дальше будут развиваться события, согласно украинской Конституции и правилам, навыкам украинской жизни? Что будет происходить? У вас ведь, кажется, не президент назначает политика, который будет формировать правительство.
- Пикантность ситуации заключается в том, что мы действуем опять как бы вверх головой или вверх тормашками, как хотите. Сначала нужно было действительно провести выборы, потом сделать коалицию в Верховной Раде, потом выбрать себе премьер-министра. У нас же пошли наоборот, уже сейчас у нас как бы есть человек, который претендует на премьер-министра, и теперь создается опасность, что премьер-министр будет сильнее не только президента, но и Верховной Рады. Сейчас хорошо чувствуется, что Юлия Владимировна, которая претендует и имеет право полное претендовать на этот пост, больше заботится о том, как бы иметь слабую Верховную Раду, а не серьезную коалицию. Скорее, коалиция получается всего лишь приложением к сильному кабмину. Это очень опасный процесс.


- А вы ожидаете, что продолжится такая долгая политическая борьба по итогам этих выборов или все-таки ситуация каким-то коренным образом изменилась после этого голосования?
- Нет-нет. Все будет очень долго длиться. Потому что, к сожалению, формирование новой политической власти начали с конца, с премьер-министра и с кабмина, а не с коалиции. И это очень усложняет этот процесс.


- А нет такого впечатления, что Украина постоянно находится в каком-то вялотекущем политическом кризисе, который является оборотной стороной этой демократии, которую принесла «оранжевая революция»?
- Я с вами согласен. Но, с другой стороны, происходит все-таки медленное болезненное отрывание экономики от политики. У нас, таким образом, получается, что чем больше политики выясняют отношения друг с другом и льстят населению, тем спокойнее развивается экономика. Так что этот процесс носит такой двоякий характер.


XS
SM
MD
LG