Ссылки для упрощенного доступа

Программа Прессинг 19.08.2007


Футбол: старт нового еврокубкового сезона

Дмитрий Морозов: На минувшей неделе в Европе прошли первые матчи решающих квалификационных раундов Лиги чемпионов и Кубка УЕФА. Россию на этой стадии представляли два клуба, один из которых, «Зенит», можно сказать, уже решил свою задачу, выиграв в Словакии у клуба «Вион» - 2:0. Московскому «Спартаку» предстоит нелегкий ответный матч с «Селтиком» в Глазго, после московской ничьей - 1:1. Но, как известно, одна команда в групповом турнире Лиги чемпионов у России будет непременно, так как ЦСКА избавлен от необходимости выступать в квалификации. А вот у Украины гарантий никаких нет - и киевское «Динамо», и донецкий «Шахтер» должны проходить отборочное сито. Киевляне первый матч против клуба «Сараево» провели успешно, одержав гостевую победу - 1:0, «Шахтер», хоть и проиграл в Австрии «Зальцбургу» - 0:1, сохраняет вполне реальные шансы на попадание в Лигу. Оба украинских гранда явно нацеливаются не только на завоевание мест в групповом этапе, но и на некое продвижение по турнирной сетке, о чем можно судить по их активным действиям на трансфертном рынке. Об этом вы узнаете из репортажа нашего киевского коллеги Максима Максимова.


Максим Максимов: Вот уже восьмой год пошел, как нетерпеливые киевляне ждут от своих любимцев выхода из группы в Лиге чемпионов. Почти в том же положении находится и «Шахтер». Вполне очевидно, что в этом сезоне лидеры украинского футбола решили всерьез взяться за дело. «Динамо» на пятерых игроков потратило около 20 миллионов долларов, «Шахтер», за столько же игроков, - в три раза больше.


На днях даже был установлен трансфертный рекорд Украины. Выложив за мексиканца Кастильо 27 миллионов долларов, «Шахтер» перевернул недавнее представление о возможностях украинских футбольных магнатов. Хотя и до этого трансферта дончане и киевляне не сидели сложа руки, приглашая вирутозов Франции, Италии, даже сборной Бразилии. Если раньше Украину на трансфертном рынке сравнивали разве что с Бельгией и Голландией, то сейчас, по цене и качеству покупок, только «Шахтер» и «Динамо» опережают Португалию и Францию и, вполне вероятно, что уже скоро сравняются с Испанией и Италией. А там, глядишь, и до Англии рукой подать.


А ведь в Украине, кроме «Шахтера» и «Динамо» есть несколько клубов, которым по силам потратить на легионеров по десятку-полтора миллионов «зеленых». Шандор Варга - агент наставника национальной сборной Украины Олега Блохина и его восьмерых подопечных, находит объяснение этому в том, что у Рената Ахметова вполне достаточно средств, чтобы он восстановил реноме своего клуба в Украине и всерьез взялся за Еврокубки. Очень уж хочется добиться в Европе чего-то большего, чем просто участие в группе.


Аркадий Запорожану - агент нескольких игроков «Шахтера» и его тренера Лучевского - считает, что уровень клубного менеджмента растет. «Раз продаем Тимощука в «Зенит» за 20 миллионов, значит, можем купить вместо него лучшего игрока». Он также высказал предположение, что ситуация изменилась после того, как Украина выиграла тендер за Евро-2012. «Раньше агенты жаловались, что даже за большие деньги высококлассные игроки к нам не едут - не хотят прозябать в недоразвитой, по их мнению, Восточной Европе. Теперь стало легче убеждать игроков уровня Кастильо, которые считают, что если страна победила в тендере, значит, там все в порядке и завтра будет еще лучше».


Стоит, наверное, сказать еще о том, что слава о сказочных условиях, которые предоставляют легионерам в Украине, расходится по Европе. По словам Лукарелли, который уже играет за «Шахтер», такого увидеть здесь он не ожидал.


- В Украину едут зарабатывать, и в этом нет ничего плохого. По тем же способностям, «Динамо» и «Шахтер» не уступают многим европейским клубам, - считает Андрей Головарш, агент Андрея Воронина.


- Но ведь в Украину пока не идут игроки «Милана» или «Челси».


- Поедут тогда, когда грандов будем обгонять не по трансфертам, а в Лиге чемпионов».


«В Украину едут зарабатывать, а не подниматься в карьере, - соглашается с ним и Дирк Гебель – агент нынешнего наставника «Реала» Шустера. Лукарелли, к примеру, нигде столько уже не заработает, через два года он, вероятно, закончит карьеру. А вот Рональдиньо или Это’О никогда не поедут в Украину, они будут играть только в «Барселоне», «Реале» или «Баварии». Такова традиция».


Помогут ли приобретенные игроки взобраться украинским грандам на европейский Олимп? Дорогие игроки со своей философией футбола зачастую мешают воплощению тренерских идей, вносят дисбаланс в дисциплину. Для них надо освобождать место, перекраивать игру команды. Если в клубах не произойдет никаких изменений, кроме кадровых, то результатов эти трансферты все же не принесут.


В настоящее время «Шахтер» и «Динамо» еще явно перенаселены игроками примерно одного уровня. Поэтому трудно себе представить, как можно тренировать команду, состоящую из 30-35 человек, 20 из которых не играют. Рано или поздно начнутся проблемы. Все хотят играть. Что касается «Шахтера», то, несмотря на продажу игроков Матузалема, Элану и Марики, слабее он не стал, просто несколько изменился рисунок игры.


«Динамо» было менее активно на рынке продаж. Ушли Черняк, Саблич, Поповски. Давно уже продаются Гавранчич, Милевский, Эль-Каддури, уходят на пенсию Белькевич и Федоров. Остается ждать, что, разобравшись с кадрами, уже в этом розыгрыше «Динамо» и «Шахтер» постараются, во что был то ни стало, пройти в четверть финал. Иначе, зачем было огород городить?



Сочи переживает организационно-финансовый бум


Валерий Винокуров: На минувшей неделе продолжался организационно-финансовый бум вокруг сочинской Олимпиады 2004-го года. То есть этот бум начался недели две назад. Неделю назад в «Прессинге» мы с профессором Робертом Воскеричяном обсуждали экономические составляющие этого бума. Но поскольку на неделе он превратился не только в экономический, но и в организационно-экономический, то сейчас, Роберт, я обращаюсь к нашему экономическому эксперту, профессору Роберту Воскеричяну, мы можем продолжить этот разговор.


Роберт Воскеричян: Да, продолжение разговора напрашивается, потому что на уходящей неделе было объявлено о создании так называемой Олимпийской госкорпорации, которая будет заниматься строительством как инфраструктурных объектов, имеются ввиду объекты ЖКХ, дороги, мосты, тоннели, так и строительством непосредственно спортивных сооружений.


Валерий Винокуров: Роберт, я не совсем понимаю, что значит госкорпорация?


Роберт Воскеричян: Это значит, что это будет некое юридическое лицо, являющееся на сто процентов государственным. Или, как сейчас модно выражаться, хозяйствующий субъект, которому будет вменено в обязанность освоить уже не 12 миллиардов, а уже почти 18 миллиардов, которые пойдут на сочинскую Олимпиаду. Что такое общая инфраструктура? Это объекты ЖКХ, дороги, мосты, тоннели, трубы, водопроводы.


Валерий Винокуров: По-прежнему не совсем понимаю. Ведь говорилось до этого, что государство из бюджета не так много денег выделяет, как частные инвестиции, компании, Дерипаски, Потанины…


Роберт Воскеричян: Дерипаска занимается, в основном, Олимпийской деревней, потанинская корпорация занимается горнолыжным комплексом. Но там есть объекты, которыми не будет заниматься частный бизнес, и не должен заниматься.


Валерий Винокуров: Железная дорога…


Роберт Воскеричян: Да. Новые автомобильные дороги, развязки, газопровод, канализации, линии электропередач, новая электростанция, которая избавит Сочи от риска, из-за обильных снегопадов, обрушения ЛЭП и города обесточенного. Значит, нужна газовая электростанция недалеко от города. Там масса таких вещей, которыми должно заниматься государство.


Валерий Винокуров: И вот это - 18 миллиардов долларов?


Роберт Воскеричян: Пока еще остается цифра 12 миллиардов. Но наиболее смелые и осведомленные эксперты говорят, что сумма, как минимум, в полтора раза должна возрасти. Что, в общем-то, является общей тенденцией не только для сочинской Олимпиады, но и, в частности, для лондонской.


Валерий Винокуров: Насчет цифр, поскольку арифметика это единственное, что я знаю в экономике, не серчайте, но я вас не совсем понимаю. Говорилось, что летняя Олимпиада в Лондоне обойдется в 9 миллиардов долларов, а оказалось, что чуть больше – 10 или 12. Но это - летняя. А говорилось, что зимняя Олимпиада в Сочи обойдется в 12 миллиардов, и это тоже вызывало, как минимум, недоумение. Почему зимняя, которая, как минимум, в три раза меньше летней, должна обойтись дороже, чем летняя, в полтора раза? А сейчас уже получается в два.


Роберт Воскеричян: Дело в том, что Олимпиаду можно представить в виде айсберга. Верхушка, которая над водой, это спортивные сооружения, Олимпийская деревня, конгресс-центр, пресс-холл. Это всякие мелочи. А вот под водой - основная часть айсберга - это инфраструктура. Я вынужден, при всем уважении к южной столице, сказать, что инфраструктура Лондона несколько отличается от сочинской, причем, в лучшую сторону. Поэтому затраты в Лондоне меньше на инфраструктурные объекты, чем в Сочи. Потому что в Лондоне не нужно строить новую канализацию или новую электростанцию. Потому такие расходы.


Валерий Винокуров: Я недавно прочитал на сайте утро. ru , заметку, которая называлась очень смешно - «Макеты по макетам». Выясняется, что Сочи представляли одни макеты, когда утверждали Сочи, а теперь все это меняется, и будут делаться новые макеты. И выходит, что когда Сочи боролся за право получить Олимпиаду, о том, что у него нет инфраструктуры было умолчено. Да?


Роберт Воскеричян: Я думаю, что об этом просто не сказали. Но все знали о том, что инфраструктура будет модернизирована радикальнейшим образом. Так вот всем этим должна заниматься Олимпийская госкорпорация. Причем я бы не стал выделять, как некоторые эксперты выделяют, что это общая тенденция, что теперь и олимпийские вопросы под государственное крыло попали. На всех затратных Олимпиадах, скажем, в Солт-Лейк Сити, где полтора миллиарда вложили, или в Атланте, где миллиард шестьсот, там, где относительно маленькие расходы, решал Оргкомитет. В Лондоне, например, уже Оргкомитету не доверили эти вопросы. В Лондоне создали специальное агентство. Кстати говоря, последняя цифра - 19 миллиардов долларов, которые Лондон собирается потратить на Олимпиаду.


Валерий Винокуров: Тоже увеличилась сумма.


Роберт Воскеричян: Да, более, чем в два раза. Тенденция есть. Сказать, что это некая экстравагантная новация нельзя. Она, в общем-то, в русле тенденций общемировых. То есть гигантские бюджеты олимпийские, мощнейший государственный контроль и участие. Если говорить непосредственно об Олимпийской госкорпорации, то через нее пойдут все бюджетные средства государства в лице федеральных, региональных и городских органов (три вида бюджета пойдут через корпорацию), и, соответственно, представитель Оргкомитета Чернышенко не будет иметь к этому отношения.


Валерий Винокуров: А кто ее возглавит?


Роберт Воскеричян: Пока не известно, но на уровне хорошо проверенных слухов говорят об управляющем делами администрации президента Кожине.


Валерий Винокуров: Он возглавит эту корпорацию?


Роберт Воскеричян: Да. А над всей этой структурой, купол такой, на самой вершине, все эксперты в один голос говорят, что это будет президент. Вот такая вот структура.


Валерий Винокуров: А вот это, может, не по экономике, хотя это какое-то отношение к экономике имеет то, что я хочу спросить. Говорят, что в Прокуратуре создан какой-то отдельный орган, который должен следить.


Роберт Воскеричян: Совершенно верно. Некоторые злые языки уже это назвали «Олимпийская Прокуратура» и «Олимпийский прокурор». Прокуратура это государственный орган надзора за законностью, достаточно серьезная и давняя государственная структура, существующая не одну сотню лет в России. Внутри этой структуры есть несколько заместителей Генерального прокурора. Один из них, не знаю, кто, будет заниматься непосредственно вопросами правового обеспечения подготовки. То есть не дать чрезмерно много украсть, потому что бюджет растет, и уже слюнки текут так, что это уже видно всем. Чтобы не дать разворовать бюджет, плюс вопросы законности и вопросы надзора над правоохранительными органами с точки зрения обеспечения безопасности. Вот две группы задач, которые будет решать заместитель генпрокурора.


Валерий Винокуров: Как обыватель, когда я слышу, что вы говорите о надзоре над обеспечением безопасности, это приветствуется, я думаю, всеми. Но не дать много украсть – я не совсем понимаю. То есть Прокуратура уже априори считает, что ясно, что раз такие деньги, то будут воровать, и давайте заранее подготовимся, как бороться с воровством?


Роберт Воскеричян: Видимо, так. Когда крадут из какого-то проекта, не имеющего столь серьезный международный резонанс, то можно говорить, через пять лет настигнет карающая длань закона, а здесь мы рискуем тем, что провалим Олимпиаду-2014, если все разворуют за три года, а впереди еще пять лет и денег нет. Поэтому, более того, отдельная Прокуратура - ладно. Но еще хотели отдельного вице-премьера. Сватали то Шанцева Валерия Павлиновича, то еще кого-то.


Валерий Винокуров: А поручили, вроде, Александру Жукову?


Роберт Воскеричян: Еще пока непонятно. Экстравагантные какие-то были версии, что Шанцев из кресла губернатора Нижегородской области пересядет в кресло мэра Сочи. Что, вообще, фантастика. То есть чудеса вокруг этой Олимпиады постоянно происходят. И вот это создание корпорации, я надеюсь, внесет некое организующее начало и, самое главное, с точки зрения концепции и экономической основы, а также и правовой основы, то, что предложило министерство экономического развития и министр Греф, которые разработали эту концепцию и из многих вариантов выбрали вариант госкорпорации, мне кажется, что это разумное и взвешенное решение, которое минимизирует риски, которые неизбежны в стране с таким уровнем коррупции, и позволит в срок все построить с минимальными потерями.


Валерий Винокуров: Когда Прокуратора заранее считает, что будет воровство, это наводит на нехорошие мысли. Значит, она заранее знает, что там, где нефтяной комплекс, газовый комплекс, угольный, везде там, где большие деньги, там воровство. Она должна теперь создавать у себя подразделения по отраслям, что ли?


Роберт Воскеричян: Здесь немножко не так. Дело в том, что и угольная отрасль, и нефтяная - это бизнес. Там есть налоговые отношения с государством, там есть отношения между бизнесом и наемным трудом, и они регулируются разными видами кодексов. Частная нефтяная компания фактически с государством имеет отношение через налоговую систему. Недоплатил или скрыл от налогообложения какие-то суммы - будь любезен, отвечай. Здесь же речь идет о том, что Прокуратура будет заниматься тем, чтобы бюджетные средства, выделенные из федерального бюджета целевым образом на Олимпиаду, не ушли куда-то. Тут действительно нужен прокурорский глаз. А зачем в частном секторе прокурорский глаз нужен? Это функция налогового инспектора.


Валерий Винокуров: А при строительстве домов? Там будет строительство огромное. Вы сказали, что это верхушка айсберга, но это приличная верхушка - трамплин, стадион, бобслейные трассы…


Роберт Воскеричян: Строить будут австрийские и швейцарские компании. Поэтому слово откат я искал в словаре немецком, но не нашел. Там особо поживиться нечем. А вот там, где дороги, там уже будут строить другие. А там, где другие люди будут строить, там нужен прокурорский глаз.


Валерий Винокуров: Спасибо Роберт. Я понял, что все равно мы не обсудим сейчас все. Давайте договоримся с вами, что мы будем как-то возвращаться периодически к этой теме, когда эти гигантские деньги начнут осваиваться, и когда Прокуратура и госкорпорация будут что-то делать.


Роберт Воскеричян: Я думаю, что мы неизбежно будем к ней возвращаться, потому что обойти это никак нельзя, нам интересно все, что происходит вокруг сочинской Олимпиады.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG