Ссылки для упрощенного доступа

Отношения России и Украины будут меняться в зависимости от политической кампании в Украине


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый .



Андрей Шароградский : На Украине после парламентских выборов правительство страны еще не сформировано, однако результаты состоявшегося в воскресенья голосования дают экспертам пищу для размышлений о возможных изменениях, в том числе и в отношениях между Москвой и Киевом. Как считает заместитель директора московского Института стран СНГ Владимир Жарихин, с которым беседовал мой коллега Андрей Шарый, лучшей основой для формирования нового баланса двусторонних отношений станет экономический прагматизм.



Владимир Жарихин : Скорее всего, отношения будут меняться в зависимости от политической кампании в Украине. Дело в том, что в России в определенной степени между основными политическими силами по внешнеполитическим вопросам консенсус достигнут. Поэтому как бы не развивались события, политическая линия оставаться будет той же. В Украине, действительно, может меняться. Собственно, осталось только два варианта. Один вариант - это формирование чисто "оранжевой" коалиции во главе с премьер-министром Тимошенко. Другой вариант - это формирование широкой так называемой коалиции между Партией регионов и "Нашей Украиной". Безусловно, значительно большая вероятность формирования все-таки "оранжевой" коалиции.



Андрей Шарый : Давайте с этого варианта и начнем. Юлия Тимошенко - премьер-министр Украины. Что на это скажут в Москве?



Владимир Жарихин : Москва должна была ожидать, когда говорилось о том, что голосование будет примерно таким же, как в 2006 году. Все почему-то забывали, что, вообще-то говоря, тогда "оранжевые" получили некоторое большинство. Другое дело, что среди "оранжевых" тогда числились социалисты. Сейчас просто голоса эти перешли, в основном, к Тимошенко. Если такой же сверхдлительной дележки постов не будет, как в прошлый раз среди "оранжевых", то, безусловно, видимо, Тимошенко - премьер-министр. Для России это, конечно, не очень приятно. В то же время в отношениях между странами есть очень серьезные экономические ограничители. В первую очередь, они касаются Украины. Россия без украинского сала и сахара проживет, Украина без российского газа - нет.



Андрей Шарый : А как вы оцениваете заявление Тимошенко о том, что будь она премьер-министром, она сможет урегулировать возникшую в отношениях между Москвой и Киевом газовую проблему? Это чисто популистское заявление, или у нее есть какой-то политический ресурс для того, чтобы говорить такие слова?



Владимир Жарихин : И то, и другое. С одной стороны, в чем, в чем, а в решительности ей не откажешь. Решительность может быть в обе стороны. Она может быть направлена на то, чтобы, действительно, окончательно урегулировать вопросы, то есть перейти на рыночные цены, и по стоимости газа, и по стоимости его транспортировки. На этом как бы закончить эту эпопею, которая постоянно оказывает слишком большое влияние на межгосударственные отношения. С другой стороны, она может привлечь, будем прямо говорить, Европу в качестве заложника в своих условиях к России. Тогда Европе придется несладко. Если в прошлый раз газ отключался на сутки, то Юлия Владимировна человек решительный, может и на месячишко его отключить.



Андрей Шарый : Вы исключаете, что Москва может вновь прибегнуть к политическим инструментам в экономических отношениях с Украиной? Я напомню, что против Тимошенко в свое время еще и уголовные дела возбуждали в Москве. Они потом были закрыты, но тем не менее. Вам представляется возможным, что против премьер-министра Украины Тимошенко могут быть использованы такого рода карты?



Владимир Жарихин : Дело-то закрыто. Вряд ли его будут открывать снова. У России и так достаточно много рычагов воздействия. Кстати, это рычаги достаточно взаимные. Взаимная торговля между Россией и Украиной является большой частью бюджета и той, и другой стороны. Чтобы прибегать именно к таким методам, которые, тем более, бесперспективны, так как в любом случае действующий премьер-министр имеет международную неприкосновенность в судебном плане.


XS
SM
MD
LG