Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники отметили 100-летие генерала-диссидента


Людмила Алексеева: «Мы говорили в диссидентских наших кругах: у нас есть один академик - Сахаров, и один генерал - Петр Григорьевич Григоренко»
Людмила Алексеева: «Мы говорили в диссидентских наших кругах: у нас есть один академик - Сахаров, и один генерал - Петр Григорьевич Григоренко»



Российские правозащитники отметили 100-летие генерала-диссидента и публициста Петра Григоренко. Участник Второй мировой войны и кадровый офицер, Григоренко был разжалован в середине 60-х, не раз подвергался арестам и принудительно помещался в психиатрическую больницу. Вечер его памяти прошел в Москве.

Имя Петра Григоренко многие правозащитники ставят в один ряд с академиком Андреем Сахаровым. Об этом говорила руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева: «Мы говорили в диссидентских наших кругах: у нас есть один академик - Сахаров, и один генерал - Петр Григорьевич Григоренко. Конечно, мы восхищались им не за то, что он был генералом, а тем более за его уход в диссидентское движение. Он был разжалован и уже не был генералом, не получал генеральскую пенсию, а работал грузчиком, чтобы прокормить свою семью. Но именно потому, что этот человек, генерал, заведующий кафедрой в Академии Фрунзе, прошедший всю войну с большим числом наград и так далее, сделал такой крутой поворот, поняв, что он служил такому преступному режиму, он один из немногих, кто сумел отрубить этот период своей жизни, оказаться среди диссидентов. Как говорится, получил за это по полной программе».


Петр Григоренко в 1961 году за критику политики Никиты Хрущева был переведен на Дальний Восток. Спустя два года он создал «Союз борьбы за возрождение ленинизма»; чуть позже был лишен звания, наград и пенсии. С середины 60-х подвергался арестам и принудительному лечению в психиатрической больнице. В 1977 году выехал в США.


Друзья и коллеги Григоренко в этот же день вспоминали и известного адвоката Софью Каллистратову, ровесницу генерала-диссидента. Рассказывает адвокат Борис Золотухин: «В результате того, что делала Софья Васильевна в политических процессах, мне кажется, начался некий ренессанс российской адвокатуры. И вот тогда профессии адвоката снова постепенно стало возвращаться общественное уважение». Софья Каллистратова вела десятки, если не сотни разных дел, как уголовных, так и политических, защищала самиздатчиков, отказников и крымских татар.


XS
SM
MD
LG