Ссылки для упрощенного доступа

В Нижнем Новгороде фактически сорван Международный форум памяти Анны Политковской


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие правозащитник Станислав Дмитриевский.



Виктор Нехезин : В Нижнем Новгороде фактически сорван Международный форум памяти Анны Политковской, открытие которого было запланировано на сегодня. Более того, сорвана даже пресс-конференция, которая должна была быть посвящена срыву международного форума. Как сообщает пресс-служба оппозиционного движения "Другая Россия", заселенные вчера вечером в гостиницу "Нижегородская" иностранные гости Международного форума памяти Анны Политковской, сегодня были изгнаны. В гостинице проживали два участника форума из США. Их выселили под предлогом наплыва гостей. Вчера вечером двух иностранных гостей форума выселили из забронированных номеров гостиницы "Октябрьская", заявив, что все номера затоплены. При этом от странного потопа не пострадали уже заселенные номера. Вот такая странная ситуация сложилась в Нижнем Новгороде. Мы попросили рассказать подробности и прокомментировать эту ситуацию известного правозащитника Станислава Дмитриевского. Сейчас он с нами на прямой связи по телефону.


Здравствуйте! Вы не могли бы рассказать, что именно происходит? Почему сложилась такая ситуация? Что же теперь будут делать участники форума, которые все-таки приехали в Нижний Новгород?



Станислав Дмитриевский : Здравствуйте! Вы знаете, пресс-конференцию мы все-таки проведем. Я уже сейчас не буду говорить, где она будет проведена. Журналисты, которые подойдут к гостинице "Центральная", будут уведомлены об этом. К сожалению, других путей у нас уже нет. Это все доходит, действительно, до смешного, до абсурда. Мы, открытая правозащитная организация, принцип которой - открытость, вынуждены использовать элементы конспирации в своей деятельности. В общем, мы очень быстро скатились к такому положению вещей.



Виктор Нехезин : Вы бы не могли рассказать, что это должен был быть за форум? Кто должен был принять в нем участие?



Станислав Дмитриевский : Значит, это называлось, международная встреча, "Судьба демократии и прав человека в России в XXI веке", посвященная памяти Анны Степановны Политковской. Должно было приехать очень много гостей, как из России, так и из-за рубежа. Мы планировали провести несколько "круглых столов", не обычных "круглых столов". Во-первых, мы хотели посадить за один стол жертв вне судебных казней, зачисток и других преступлений, совершенных государством в Чечне, и жертв чеченского терроризма, прежде всего, жертв Дубровки и жертв "Норд-Оста", чтобы они разговаривали вместе. Дальше мы планировали посадить за "круглый стол" советских политзаключенных с одной стороны и политзаключенных новейшего времени, в том числе узников нацболов, которые недавно вышли из лагерей. Мы планировали провести ряд концертов, посвященных Анны Степановны, то есть российские и иностранные музыканты готовы были к нам приехать. Мы хотели, наконец, провести вечер памяти Анны Политковской, где бы выступили люди, близко ее знавшие или работавшие вместе с ней. Это некая такая планировалась конференция - серия достаточно открытых мероприятий, а также лекций в университетах и так далее.


Но вот сейчас пришли к тому, к чему пришли, то есть несколько человек, все-таки приехавших за свой счет гостей, и вот такое полуподпольное существование. Такое впечатление, что власть боится уже мертвой журналистки. Любая память о ней вызывает изжогу у режима.



Виктор Нехезин : Правильно я понимаю, что о том, что форум не пройдет в том виде, в каком он задумывался, стало ясно уже накануне, поскольку вы сами сказали, что далеко не все гости вообще приехали в Нижний Новгород?



Станислав Дмитриевский : Да, разумеется. И связано это, прежде всего, с тем, что Росфинмониторинг включил нас, а также, возможно, нашу организацию в список так называемых террористических, экстремистских организаций. Если вы зайдете на сайт Росфинмониторнига, главой которого до недавнего времени был небезызвестный господин Зубков, то вы увидите там кнопочку. Там изображена такая страшная рожа в маске и написано "Списки экстремистов и террористов". Заходя по этой кнопочке, мы видим аннотацию, где написано, что данный список адресован банкам, а также государственных учреждениям с целью предупреждения отмывки средств, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Сам список запаролен. В него войти невозможно.


Таким образом, на основании закрытого решения, вопреки Конституции, наши права были нарушены неопубликованным документом. Это, безусловно, повод для обращения в Конституционный суд. Хотя я, конечно, не испытываю никаких иллюзий в неправовом государстве апеллировать к суду... Надеяться на суд, по меньшей мере, легкомысленно. Тем не менее, мы будем это делать.



Виктор Нехезин : Как вы считаете, сегодняшний срыв этого форума, с чем, прежде всего, связан - с участием, возможно, лично вас во всем этом деле, поскольку известно, что против вас пытаются возбудить уголовные дела, и уже пытались и раньше? Как вы считаете?



Станислав Дмитриевский : Я думаю, что здесь оказало влияние несколько факторов, но, прежде всего, это... Понимаете, режим становится все более и более жестким с каждым днем. Гайки закручиваются все более и более системно. Я думаю, что, прежде всего, это знак того, что власти уже наплевать на то, как она будет выглядеть на международной арене. То, что на своих граждан ей наплевать, на мнение, это уже понятно давно. Что называется, закусили удила. Это очередной этап наступления растаптывания гражданского общества. А почему было принято конкретное решение? Это уже, на самом деле, детали. Гадать на кофейной гуще, я думаю, не имеет смысла.



Виктор Нехезин : Возможно, немножко преждевременный вопрос, тем не менее, задам его. Есть ли какие-то у вас мысли по поводу, возможно, проведения форума в будущем, в ближайшем, конечно, будущем или все это теперь под большим вопросом?



Станислав Дмитриевский : Да, нет, конечно, под вопросом. Потому что, на самом деле, мы все-таки не можем каждый раз переносить такие мероприятия. Тем более, что, в общем-то, данный форум был привязан к конкретному дню - в годовщине смерти. Поэтому для нас важнее та систематическая работа, которую мы осуществляем, тот проект, связанный с международной уголовной юрисдикцией для Чечни, которым мы занимаемся. Я думаю, что, в первую очередь, мы сосредоточимся именно на этом.



Виктор Нехезин : Спасибо.



XS
SM
MD
LG