Ссылки для упрощенного доступа

Шум в большом городе. Или почему Москва опасна для здоровья


Ирина Лагунина: В начале мая британские ученые провели исследование одной новой для больших городов проблемы: почему-то птицы, поющие обычно с рассветом, начинают весной голосить иногда и всю ночь напролет. Я знаю это по своему дрозду. Раньше он заводил песню в четыре – полпятого утра. А теперь оповещает мир о том, что это его любимый водосточный желоб перед окном спальни и в 2, и в 3 ночи. Изначально ученые думали, что причина – освещение, которое мешает птицам разобраться во времени дня. Оказалось, нет. Объясняет автор исследования Ричард Фуллер из университета Шеффилда.



Ричард Фуллер: Небольшой эффект освещение оказывает – птицы, действительно, поют иногда и ночью. Но значительно большее влияние на их поведение оказывает шум. Птицы начинают петь ночью, по нашему мнению, чтобы избежать дневного соревнования с шумовым загрязнением дневного города.



Ирина Лагунина: Иными словами, днем их просто никто не слышит.


А вот несколько иная статистика. 70 процентов москвичей живут в зоне шумового дискомфорта – таковы данные Мосэкомониторинга. Уровень шума в российской столице превышает допустимые нормы как минимум на 25 децибелов и существенно влияет на здоровье москвичей: страдает не только их слух, повышается количество сердечно-сосудистых заболеваний, нарушается сон. По последним данным ВОЗ, существует связь между высоким уровнем бытового шума и ранними смертями. Московские власти пытаются бороться с городским шумом, но пока безуспешно. Рассказывает Любовь Чижова.



Любовь Чижова: Что такое шумовой дискомфорт – большинство москвичей знают не понаслышке: переполненные автомагистрали, многочисленные стройки и прочий городской шум отравляют жизнь жителям мегаполиса круглосуточно.


Столичные чиновники наличие проблемы признают. Говорит начальник информационно-аналитического отдела Мосэкомониторинга Полина Захарова …



Полина Захарова: Это проблема для нашего города. Сейчас примерно до 70% территории Москвы находится в так называемой зоне шумового дискомфорта. То есть от строек, от автотранспорта, от железнодорожного транспорта, от авиатранспорта. На этих территориях превышены установленные в Российской Федерации нормативы по уровню шума. Превышение составляет от 10 до 25 децибел, в зависимости от источника.



Любовь Чижова: Центр Москвы, идет строительства здания нового банка. Интересуемся – как относятся к звукам стройки местные жители:



Женщина: Не замечаем. Мы уже привыкли. Я жила в одном районе, потом переехала в другой, более шумный. Первые дни я ощущала, а потом я привыкла. Все равно это действует на нервную систему, в организме все равно накапливается.



Любовь Чижова: Власти Москвы пытаются бороться с шумом: на наиболее оживленных магистралях стоят специальные звукоотражающие щиты, запрещено шуметь по ночам – и за это действительно штрафуют, а с будущего года в столицу запретят въезжать грузовым автомобилям, не отвечающим европейским стандартам Евро-2 – то есть наиболее шумным и загрязняющим атмосферу. Но всех этих мер недостаточно, считает представитель движения «Россия без машин» Дмитрий Кокорев. Он и его соратники предлагают более радикальные меры – отказаться от машин вовсе…



Дмитрий Кокорев: Автомобиль, кстати говоря, один из самых интенсивных источников шума, как непосредственно за счет выхлопа двигателя, потому что непосредственно происходит взрыв топлива в его моторе, так и шум, который возникает из-за трения колес по асфальту, из-за аэродинамического шума и прочих вибраций всяких конструкций, дорог, мостов.



Любовь Чижова: Верите ли вы в то, что Москва когда-нибудь может стать бесшумным городом?



Дмитрий Кокорев: Хочется верить, но пока нет оснований для такого оптимизма. Потому что по нашим наблюдениям, к сожалению, все усилия московских властей сделать Москву более приемлемой для жизни, они идут в каком-то неправильном русле, мягко говоря. Все эти реконструкции магистралей, эстакад и тому подобное, установка щитов, в том числе шумозаградительных, вроде бы благое дело. Но на самом деле надо смотреть в корень. Это все равно, что тушить огонь бензином. Это попытки косметическими мерами решить некосметические проблемы. Потому что необходимо радикально урезать трафик, который достиг совершенно неадекватных масштабов и шумовое загрязнение здесь бесполезно ограничивать такими мерами, как звуковые щиты, а нужно просто радикально снижать загрузку дорог. Автомобиль – это не единственное средство транспорта. Даже более того – это не самое лучшее средство транспорта.



Любовь Чижова: Как вы себе представляете, например, Москву без машин?



Дмитрий Кокорев: Мы пытаемся не только представить, а сделать то, чтобы Москва стала менее автомобилизированной, чтобы чиновники поняли, что можно идти по другой схеме развития города, как делает Европа, например. Потому что общественный транспорт должен взять на себя основную нагрузку.



Любовь Чижова: Много ли в вашем движении человек, членов? И какими методами вы пытаетесь убедить московское правительство уменьшить количество машин на улицах?



Дмитрий Кокорев: Среди наших активистов, наверное, не так много людей, но потенциальных сторонников мы видим. Надо, чтобы автомобиль не был такой святой коровой, а власти городские развили альтернативы, например, городской транспорт, велосипед. Можно пойти путем Лондона, который ввел плату за въезд в центр города, повысил сильно плату за парковку в центре. То есть в первую очередь экономические меры. Никакие запретительные меры здесь не помогут, по нашему убеждению. Есть много позитивных примеров в Европе, когда разумными мерами ограничивали использование автомобиля без ущерба для городского трафика.



Любовь Чижова: Вы как сами лично по Москве передвигаетесь?



Дмитрий Кокорев: Я только общественным транспортом и периодически на велосипеде. И нисколько от этого не страдаю. И ярый противник личного автомобиля, потому что это крайне неэффективный способ передвижения, особенно в мегаполисе.



Любовь Чижова: Это был представитель движения «Россия без машин» Дмитрий Кокорев. По недавно опубликованным данным ВОЗ, существует связь между повышением уровня шума и ранними смертями. Люди могут не осознавать, что их раздражает небольшой шум, и от этого страдает нервная система. О том, как шум влияет на здоровье человека, рассказывает профессор, главный научный сотрудник центра демографии и экологии человека института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Ревич…



Борис Ревич: Вы знаете, влияние шума на здоровье человека достаточно многообразно. Потому что влияние шума – это только влияние на слуховой аппарат. На самом деле, когда повышенный уровень влияния шума – это влияние на самые различные системы и органы человека. И в первую очередь, я должен сказать, страдает сердечно-сосудистая система, неравная система. Очень интересные исследования не так давно были проведены в Голландии. Они обследовали жителей, которые живут недалеко от крупного международного аэропорта, который находится совсем близко от Амстердама. И показали, что даже во время сна, когда люди спят и не ощущают шум, когда самолет взлетает или садится, то есть повышенный уровень шума, потому что двигатель работает на другом режиме, в это время непроизвольно дергается глазное яблоко. На самом деле влияние шума на здоровье еще окончательно не изучено. Очень многие исследования показывают, что наиболее опасны так называемые интермитирующие влияния шума, когда шума то больше, то меньше. Представьте себе, включили отбойный молоток или идет транспортный поток. И вот такие перемежающиеся уровни шума, когда то очень шумно, то не так шумно, на наш слуховой анализатор оказывает наиболее отрицательное действие.



Любовь Чижова: Борис Александрович, а вы относитесь к 70% москвичей, которые живут в условиях шумового дискомфорта? Что вас больше всего раздражает?



Борис Ревич: Безусловно. Я, например, считаю, что у меня снижен порог слуха. Дело в том, что я родился и вырос в доме, где моя семья жила сто лет, знаменитый дом Афремова на Садовом кольце, рядом с высоткой у Красных ворот. И когда я оттуда уехал, потому что стало совершенно невозможно, но я, как говорят мои друзья, выбрал хрен редьки не слаще, по принципу, переехал на Ленинградский проспект, поскольку все равно хотел остаться где-то в центре. Я, например, считаю, что у меня есть определенные проблемы. Я думаю, что это у всех практически людей, которые живут в центре. Есть такой очень простой тест, самый элементарный: вы откроете окно, даже не полностью, а приоткроете, попробуйте, можете ли вы разговаривать тихим голосом или не можете. Если вы это не можете, это значит, что все-таки с вашим слухом что-то происходит. И второй тест тоже очень интересный. Когда вы выезжаете за город со своими близкими, попробуйте у кого-нибудь из знакомых вам людей определить, начинаете ли вы говорить чуть-чуть тише. Если вы начинаете говорить чуть-чуть тише – это говорит о том, что в условиях города вы вынуждены форсировать.



Любовь Чижова: Говорил профессор Борис Ревич. Высокий уровень шума –проблема не только московская. О том, как ее решают в Германии и в ее столице Берлине, мой коллега Юрий Векслер попросил рассказать берлинского автоэксперта Леонида Полякова…



Леонид Поляков: В прошлом году проезжали через Берлин мои знакомые, которые до этого совершали довольно длительную поездку по Африке. Первое, что их поразило после Африки – это абсолютная тишина, настолько, что она просто давит на слух и ощущение, что попадаешь в какой-то вакуум. А Москва, как мы вместе решили, примерно в отношении звукового фона находится примерно посередине. Потому что в Москве в гостинице «Измайлово» на высоко расположенном этаже поздно ночью летом открываешь окно, слышно постоянный равномерный шум. А в Берлине слышно, как в зоопарке какие-нибудь птицы переговариваются и другие звери. Автомобиль само по себе – это одна сторона вопроса. Автомобиль находится не в вакууме, он движется по какой-то дороге, он движется по автобану, он движется по городской улице. От того, как устроены эти строительные сооружения, автобан, улица, зависит тот уровень шума, который будут воспринимать жители близлежащих домов.


Если человеку далекому от проблемы задать вопрос, что является наиболее сильным источником шума в автомобиле? Что человек отвечает на это? Двигатель. Неверно. Потому что у автомобиля, который движется со скоростью больше примерно 30-40 километров в час, шум, который издают колеса, которые катятся по поверхности дороги, превышает шум всех механических систем автомобиля вместе взятых, того, что находится внутри автомобиля. Потому что двигатель практически у всех, по крайней мере, легковых автомобилей или заключен в специальную капсулу или в моторный отсек. Автомобиль устроен таким образом, чтобы как можно меньше шума выпускать наружу. А вот что делать с колесами? Потому что, обратите внимание, на многих улицах в Берлине и, например, на городском автобане висят таблички с ограничениями скорости 60 километров в час, где можно двигаться 80-90. Под этими знаками находится табличка, объясняющая, почему это сделано. Там написано – борьба с шумом, то есть защита окружающего населения от шума. Колеса, которые катятся по асфальту, действительно шумят намного сильнее при скорости 90, чем при скорости 60. И вообще говоря, в Берлине много улиц, где ограничение скорости 30 километров в час действует только по ночам, как правило, с 22 до 6 часов утра, когда жители близлежащих домов спят. С этими знаками добиться можно многого.


Но еще больше можно добиться, понятно, что это намного дороже, с помощью каких-то защитных сооружений. Действительно, если ехать в Германии по автобану, то время от времени по разным сторонам автобана появляются достаточно, надо отметить, декоративные какие-то стены. Это стены, которые закрывают, изолируют от шума населенный пункт, который находится достаточно близко к автобану. Для того, чтобы все это работало, нужны жесткие санитарные нормы и нужна какая-то инстанция, которая за их соблюдением будет следить, что в Германии происходит. Хозяин автобана должен позаботиться о том, чтобы звуки, которые производятся при движении по этому автобану, не попадали никуда наружу, чтобы они на автобане и оставались.



Любовь Чижова: О немецком опыте борьбы с уличным шумом рассказывал берлинский автоэксперт Леонид Поляков… Сейчас в российской столице разрабатывается своя концепция противостояния звуковой вакханалии: в ней предусмотрена замена нынешнего асфальта на специальные марки дорожного покрытия, повышение штрафов для застройщиков, работающих ночью, в районах, где слышны звуки взлетающих и садящихся самолетов, должны быть созданы станции контроля авиашума. Но пока эта концепция существует лишь на бумаге, а на деле большинство москвичей продолжают жить и работать в сопровождении шума большого города.


XS
SM
MD
LG