Ссылки для упрощенного доступа

На президентских выборах в Пакистане победу одержал Первез Мушарраф


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Андрей Шароградский, Аллан Давыдов.



Кирилл Кобрин: В Пакистане прошли президентские выборы. Как сообщил председатель избирательной комиссии Кази Мухаммад Фарук, за нынешнего главу государства Первеза Мушаррафа проголосовали 252 из 257 участвовавших в выборах депутатов парламента, а также члены законодательных собраний четырех провинций Пакистана.


Итоги голосования были обнародованы, несмотря на постановление Верховного суда не объявлять результатов, пока суд не решит - легитимна ли кандидатура Мушаррафа, который одновременно является главнокомандующим.



Андрей Шароградский: Несмотря на убедительную, по крайней мере, по обнародованным неофициально данным, победу Мушаррафа на состоявшихся выборах, Пакистан вступил в период политической неопределенности. О легитимности голосования можно будет формально судить только после того, как Верховный суд вынесет вердикт о том, имел ли вообще право Мушарраф баллотироваться, занимая при этом пост главнокомандующего вооруженными силами. Решение по этому вопросу будет вынесено не ранее 17 октября.


И хотя оппозиция считает большим достижением уже тот факт, что результаты выборов не были объявлены немедленно, мало кто сомневается в том, что вердикт суда будет в пользу Мушаррафа.


Как стало известно сегодня, бывший начальник пакистанской разведки, один из ближайших сподвижников Мушаррафа генерал Ашфак Кияни назначен заместителем главнокомандующего, поэтому наблюдатели не исключают, что уже в ближайшее время Кияни возглавит вооруженные силы, если Мушарраф все-таки выполнит свое обещание уйти в отставку.


Представитель бойкотировавшей голосование в парламенте оппозиционной национальной партии "Авами" Афрасайяб Хатак, в интервью Радио Свобода выразил сомнения в том, что Мушарраф действительно согласится утратить полный контроль над армией.



Афрасайяб Хатак: Мушарраф занимает два очень важных поста в Пакистане: возглавляет государство и армию. Но как только он откажется от должности главнокомандующего, его позиции сильно ослабеют. Военные играют очень важную роль в политике и экономике Пакистана. Он должен позаботиться о том, чтобы будущий главнокомандующий придерживался его курса. Мушарраф будет так же постоянно находиться под давлением оппозиции и сталкиваться с проблемами.



Андрей Шароградский: В качестве жеста национального примирения Мушарраф объявил ранее о снятии обвинений в коррупции с бывшего премьер-министра Беназир Бхутто, которая возвращается в Пакистан после многолетнего изгнания 18 октября.


Итак, какова же все-таки вероятность того, что Верховный суд Пакистана признает нелегитимным участие Первеза Мушаррафа в президентских выборах? Мой коллега Аллан Давыдов спросил об этом американского политолога, профессора университета Вилланова в Пенсильвании Хафиза Малика.



Хафиз Малик: Мне думается, что решение Верховного суда о законности участия Мушаррафа в выборах будет вынесено в его пользу. Другое дело - как будет обоснована конституционность такого решения. Согласно Конституции Пакистана, лицо, состоящее на государственной службе, может баллотироваться в президенты страны не ранее чем через два года после ухода с занимаемого поста. Но поскольку ранее Национальная ассамблея приняла конституционную поправку, допускающую исключение для Мушаррафа, то Верховный суд может задним числом, после выборов признать эту поправку как сохранившую силу.



Аллан Давыдов: Мушарраф пообещал, что, если победит на президентских выборах, то откажется от должности главнокомандующего вооруженными силами в пользу своего заместителя на этом посту и надежного сподвижника генерала Ашфака Кияни. Означает ли это, что армия останется наиболее влиятельной силой в Пакистане?



Хафиз Малик: Да, это так, и это достойно сожаления. Военные пустили настолько крепкие корни в пакистанском обществе, что в обозримой перспективе их нельзя будет исключить из политического процесса. Убедить генеральский истэблишмент в необходимости подчиняться гражданским выборным лицам будет очень трудно. Поэтому, даже оставив пост главнокомандующего, как обещал, Мушарраф все равно будет стараться влиять на военных столь долго, сколько возможно. Хотя он не может не понимать, что, став гражданским президентом, он объективно утратит значительную часть такого влияния. Видимо, поэтому за день до выборов Мушарраф издал декрет о национальном согласии, который позволяет бывшему премьеру Беназир Бхутто вернуться в Пакистан из эмиграции, не опасаясь больше обвинений в коррупции. Сняв с себя военные полномочия, Мушарраф вынужден будет больше опираться на поддержку Бхутто, возглавляющей Пакистанскую народную партию, и на других политических лидеров, а не на своих бывших военных коллег.



Аллан Давыдов: Администрация Буша оказывает на Первеза Мушаррафа давление, призывая его реформировать Пакистан, сделать общество более демократичным. Достаточно ли Вашингтону будет того, что Мушарраф станет гражданским президентом и пойдет на компромисс с Беназир Бхутто, претендующей, как говорят, на пост премьера?



Хафиз Малик: Вашингтон сейчас больше всего заинтересован в том, чтобы пакистанская армия сражалась с «Талибаном» и «Аль-Каидой» на территориях вдоль афгано-пакистанской границы, управляемых племенным вождями. Это самая важная стратегическая задача США в данный момент. Только на возмещение расходов пакистанской армии на войну с терроризмом США выделяют Пакистану помощь в размере свыше миллиарда долларов в год. Это намного превышает стоимость программ американской помощи по укреплению гражданского общества в Пакистане. Видимо, Соединенные Штаты будут стремиться поддерживать среди пакистанских военных убеждение в том, что продолжать сражаться против талибов и «Аль-Каиды» - это, прежде всего, в их собственных интересах, независимо от того, кто будет править страной.



Андрей Шароградский: Это был профессор университета Вилланова в Пенсильвании Хафиз Малик.


Когда восемь лет назад генерал Первез Мушарраф бескровно сместил гражданское правительство Пакистана, Вашингтон дал понять, что расценивает это как отступление от демократии. Отношения между двумя странами заметно потеплели после терактов 11 сентября 2001 года, после них Мушарраф, не раздумывая, присоединился к возглавляемой Соединенными Штатами антитеррористической коалиции. За шесть партнерства, называемого обеими сторонами «стратегическим», Пакистан ликвидировал на своей территории немало тренировочных лагерей и баз "Талибана" и "Аль-Каиды", а также выдал Соединенным Штатам несколько высокопоставленных главарей террористов. В свою очередь США оказывают Пакистану широкое военное и экономическое содействие и реализуют образовательные программы, способствующие укреплению в этой стране основ гражданского общества. Администрация Джорджа Буша озабочена тем, что затянувшееся правление военных в Пакистане тормозит демократическое развитие страны. Но Вашингтону приходиться считаться и с тем, что пакистанская армия пока является, возможно, единственной силой, способной сдерживать натиск исламистских радикалов в стране, обладающей ядерным оружием. Сегодня в американской столице пристально следят за тем, сможет ли Первез Мушарраф укрепить диалог с оппозицией и перевести власть в стране на рельсы гражданского правления. Вот как прокомментировал этот момент представитель Госдепартамента США Шон Маккормак.



Шон Маккормак: Мы уже не раз подчеркивали, что хотим видеть Пакистан современным, умеренным, демократическим государством. Мы будем сотрудничать с любым, кого народ Пакистана изберет своим лидером. Этот народ является нашим добрым другом и партнером по борьбе с терроризмом. В президентских и в намеченных на январь парламентских выборах в Пакистане многое поставлено на карту, в том числе и с точки зрения интересов Соединенных Штатов. Однако только сами граждане Пакистана будут решать свою судьбу в рамках их законов, конституции и политической системы.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG