Ссылки для упрощенного доступа

Юрий Вачнадзе: «Бывшие в настоящем»


Незадолго до ареста бывшего второго по влиянию человека в Грузии Ираклия Окруашвили в тбилисском бюро РИА-Новости состоялась премьера документального фильма режиссера по профессии, бывшего министра по чрезвычайным ситуациям Георгия Хаиндрава о бывшем, ныне покойном, премьер-министре Грузии Зурабе Жвания.


Определение "бывший" здесь в каждом из трех случаев содержит в себе важные отличия: Окруашвили сам покинул правительство, Хаиндрава был снят со своего поста, Жвания погиб при сомнительных обстоятельствах.


В то же время всех троих объединяет нечто, весьма смахивающее на системный кризис: Зураб Жвания за пару месяцев до гибели говорил своим близким, что, если бы не семья, он уехал бы из страны – об этом свидетельствуют очевидцы и кадры фильма Георгия Хаиндрава.


Сам Хаиндрава со дня отставки с поста министра стал обвинять правящих "националов" в подавлении демократии в стране и нарушении прав человека.


Ираклий Окруашвили через год после ухода из правительства организовал оппозиционное движение "За единую Грузию" и обвинил президента Саакашвили в организации политических убийств и репрессий, в коррумпированности его ближайшего родства и окружения.


Обвинения "бывших" нашли отражение в резолюции Государственной думы России, осудившей антидемократический, по её мнению, режим в Грузии и призвавшей провести независимое рассследование гибели Жвания. Буквально все представители грузинского политического спектра, включая оппозицию, оценили это как грубое вмешательство во внутренние дела чужого государства.


Ни Окруашвили, ни Хаиндрава, ни Жвания не были однозначными фигурами в грузинской власти. Будучи другом Жвания, Хаиндрава часто противостоял действиям и заявлениям "ястреба" Окруашвили, который не пользовался симпатией и со стороны премьера. После гибели Жвания Ираклий Окруашвили на посту министра обороны занял его место в качестве второго человека в иерархии власти. Если Жвания и Хаиндрава на переговорах с росиийской стороной и лидерами Абхазии и Южной Осетии проявляли конструктивность и терпение, Окруашвили отличался непримиримостью к оппозиции, стремлением решать конфликты военным путём, резкими заявлениями как в адрес сепаратистов, так и России.


Однако именно Ираклий Окруашвили за день до своего ареста в интервью телеканалу "Имеди" заявил, что тело Зураба Жвания уже после его смерти было перенесено в квартиру, где, по официальной версии, он и Рауль Юсупов погибли от удушья бытовым газом.


В период резкого обострения внутриполитической обстановки в Грузии, формальным поводом для которого послужили заявления Окруашвили и его арест, непредвзятое расследование гибели Жвания и обстоятельств подготовки властями покушений на политических противников могли бы стать лакмусовой бумажкой для распознания истинного лица нынешних грузинских правителей. Детективная история с саморазоблачениями бывшего министра за тюремной решёткой и его освобождением под рекордный залог лишь ещё более усилили накал политических страстей в стране.


XS
SM
MD
LG