Ссылки для упрощенного доступа

Есть ли способы сделать менее болезненным рост цен на продукты питания?


Ирина Лагунина: Всю неделю одна из самых обсуждаемых российских тем – резкий рост цен на основные виды продуктов питания: молоко, хлеб, подсолнечное масло и многие другие. Они подорожали на 20, 30, а кое-где- и на 50 процентов .Власти обвиняют в сговоре крупные торговые компании и обещают в ближайшее время с ними разобраться. Эксперты говорят о высоких темпах роста инфляции и рекомендуют правительству понизить торговые пошлины на импортные продукты – чтобы увеличить приток в Россию недорогого продовольствия из других стран. От роста цен страдают прежде всего небогатые россияне – а таких в стране большинство. По статистике, около половины жителей России тратят на еду от 50 до 70 процентов своего месячного дохода. Рассказывает Любовь Чижова.



Любовь Чижова: По данным Росстата, с января 2007 года стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России выросла на 17 процентов. Особенно быстро цены росли в сентябре. Подорожали самые популярные у россиян продовольственные товары: молоко, хлеб, макароны, подсолнечное масло. В разных регионах – по-разному, но в среднем картина примерно такая: десяток яиц вместо 25 рублей теперь стоит 40, восьмирублевый батон хлеба – около 15-ти, бутылка подсолнечного масла, стоившая 30 рублей, теперь дороже 50-ти. Власти говорят о сговоре крупных торговых компаний: элементы этого сговора, по данным Федеральной Антимонопольной службы, обнаружены в 9-ти российских регионах. С нарушителями антимонопольного законодательства обещают разобраться. От искусственного регулирования цен на продукты в правительстве пока воздерживаются. Говорит представитель экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович…



Аркадий Дворкович: Искусственно регулировать эти цены нецелесообразно, поскольку это приведет к дефициту продуктов, к очередям, и в дальнейшем к тому же самому росту цен.



Любовь Чижова: Рост цен на продукты испугал многих россиян: в ряде регионов уже в первые дни подорожания люди скупали хлеб, муку, макароны, соль, сахар, спички – как во времена советского дефицита. Объясняли, что боятся дальнейшего повышения цен и даже исчезновения продовольствия. По сравнению с российской глубинкой Москва живет значительно благополучнее : средний доход москвича – более 500 долларов на человека. Но и здесь есть люди, которые восприняли резкий скачок цен на продукты с возмущением: пенсионеров особенно задевает, что цены начинают расти сразу после повышения пенсий. ….., лет, пенсионерка, я беседую с ней возле небольшого продовольственного магазинчика…



Пенсионерка: Получаю около пяти тысяч. Сейчас пошла в магазин, сыр «Российский» триста рублей стоит. Растут цены, мы сами не знаем, почему. Неужели Путин? Он старается, он хочет, но почему он не остановит торговлю такую дорогу? Разве это не в его силах? Зубков, казалось бы, пришел, начал возмущенно, я думаю, что что-то будет. Сейчас что-то осела.



Любовь Чижова: Галина Грачева, мама троих детей, гуляет по своему району в поисках более дешевых продуктов….



Галина Грачева: Детское питание очень сильно подорожало, хлеб подорожал. Мальчикам надо мясо. Мясо подорожало, конечно, очень сильно. Все дорожает, поэтому люди и поднимают цены. Я очень огорчена тем, что у нас поднимают цены, люди захотели, сегодня с утра взяли и подняли цены. Хотелось бы, чтобы опустили или хотя бы прибавили зарплату. Может быть многодетными помогут.



Любовь Чижова: О том, как восприняли рост цен на продукты питания жители Костромы, рассказывает моя коллега Ольга Вахоничева…



Ольга Вахоничева: В рядах продавцов Центрального костромского рынка легкая паника. Число покупателей за последнюю неделю здесь значительно сократилось, отмечает Ирина, торгующая молочными продуктами. Но если ее товар еще как-то раскупают, то предприниматели, продающие сыр и масло несут значительные убытки. К примеру, растительное масло подорожало в эти дни почти в два раза. В Костроме за последнюю неделю рост цен на основные продукты питания, такие как хлеб, крупы, молоко, масло сахар, составил более 30%. Ощутимее всего он оказался для пенсионеров и бюджетников. Вот что по этому поводу говорят костромичи.



Женщина: Я служащая. Зарплата у меня не очень высокая. И получилось в один день сразу же масло, сыр, подсолнечное масло подорожало. Вокруг сыра три дня ходили, думали – брать, не брать. Но дети, семья из шести человек, четверо детей, еще внучка. Всем куда-то надо, кому в школу, кому еще куда-то с собой брать . Уже начали выкручиваться, хожу на подработки. А дальше как будет, если будет подниматься, то этого не хватит в любом случае.



Женщина: Я работаю менеджером в сфере продаж и по костромским меркам в принципе зарплата у меня неплохая. Но чувствую, что сейчас придется отказаться от некоторых благ, как то какого-то отдыха, какого-то развлечения семейного. Процент повышения достаточно высок.



Женщина: Продукты питания повысились очень здорово, конечно. Хоть и говорили, что масло повысилось на 13%, а где оно? У нас, например, 53 рубля, 32 было. Во-первых, я живу одна, работаю санитаркой. Зарплата маленькая, квартплаты большие. Будем отказываться.



Женщина: На семье очень плохо отражается. Потому что, во-первых, не хватает и на продукты, и на проезд. А зарплата маленькая, она не повышается. На самое главное – масло растительное, хлеб, песок, масло сливочное, сыр, молоко – это самое основное, вот на них и растет.



Ольга Вахоничева: За ростом цен на основные продукты питания костромичи почти не заметили подорожания фруктовых соков на 25%, красной икры более чем на 30. Горожан куда больше волнует, что цены на товары первой необходимости растут почти ежемесячно. В прошлом году, когда резко подорожали соль и сахар, этот товар начали скупать оптом. Услышав о неурожае на зерно, наиболее запасливые пытались покупать впрок даже хлеб. В областном комитете статистики говорят, что колебания цен, к примеру, на хлеб и молоко – сезонные. Однако рынок на любые изменения реагирует мгновенно. Новые ценники появляются даже на тех товарах, которые закуплены у поставщиков несколько месяцев назад, говорит начальник отдела статистики «Кострома-стата» Светлана Астанина.



Светлана Астанина: Сейчас на растительное масло резко подскочили цены. Но ведь это не все производители. Вот «Олейна» подскочила, была 39, стала 60. Что, прямо в этом месяце производитель повысил? Естественно, это масло было закуплено три месяца назад, как минимум. Но поскольку российский производитель поднял цену, работники торговли повысили и на ту продукцию, которая была закуплена ранее.



Ольга Вахоничева: По словам Светланы Астаниной, в соседних регионах продукты подорожали еще больше. К примеру, килограмм сыра в Костроме можно купить за 170 рублей, в Нижнем Новгороде самый дешевый сыр стоит 220. Предупреждая панические настроения покупателей в областном комитете статистики прогнозируют: до конца года значительного скачка цен на продукты питания больше не будет. Исключением станет разве что алкоголь.



Любовь Чижова: Из Костромы передавала моя коллега Ольга Вахоничева…


Тем временем власти пытаются объяснить населению, почему растут цены на продукты: по мнению министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, это происходит из-за нехватки продовольствия в мире. Это он связывает с большим приростом численности населения планеты…



Алексей Гордеев: Главная причина, очевидная тенденция в том, что в мире нарастает напряжение с продовольственным обеспечением. Связано это с несколькими причинами. Появляются крупные страны, как потребители дополнительного объема продовольствия за счет повышения благосостояния населения. Это такие, например, как Китай и Индия. Сегодня есть исследования западных международных институтов. К тому миллиарду золотому, проживающих в развитых странах, добавляется уже в ближайшее время 800 миллионов среднего класса Китая, Индии и Вьетнама. Резко возрастает потребление продовольствия.



Любовь Чижова: О причинах нынешнего роста цен на продукты и о том, как выйти из кризиса, рассуждает заместитель председателя комитета Государственной Думы по труду и социальной политике Олег Шеин…



Олег Шеин: Одна из причин – это вопросы, связанные с общим экспортом продуктов из России за рубеж, в том числе зерновых и рост стоимости горюче-смазочных материалов.



Любовь Чижова: Государственная дума собирается принимать какие-то меры для того, чтобы как-то остановить рост цен? Возможно это вообще сделать в принципе?



Олег Шеин: В рыночной экономике по-любому процент инфляции будет иметь место быть. Остановить рост цен возможно, приостановить, вернее, рост цен возможно. Для этого в первую очередь необходимо несколько умерить аппетиты нефтегазовых компаний по стоимости горюче-смазочных материалов, а также ввести более высокие вывозные пошлины за рубеж, скажем, российского зерна. Кроме того, однозначно необходимо иметь правила индексации пенсии и заработной плат, индексируя пенсию не на среднюю инфляцию, а на рост потребительской корзины пенсионера с тем, чтобы не было постоянной проблемы, когда пенсия не может догнать возрастающий рост цен на продукты питания, промышленную группу товаров и лекарственное обеспечение.



Любовь Чижова: Это совпадение или нет, что этот рост цен стал так явно заметен сразу после того, как пенсионерам чуть-чуть подняли пенсию?



Олег Шеин: Трудно судить, потому что надо смотреть макроэкономические процессы. Возможно, конечно, на рост цен влияли ожидания торговой сети по увеличению доходов населения. Но не факт. Поскольку доходы пенсионеров выросли на микроскопическую величину.



Любовь Чижова: Кроме пенсионеров кто из россиян ощутил на себе такой рост цен?



Олег Шеин: Бюджетники, естественно. При заработной плате учителя в пределах трех тысяч рублей рост цен никак не может ими быть незамечен. То же самое касается врачей, то же самое касается работников культуры.



Любовь Чижова: Очень популярна среди политиков разного ранга версия о том, что цены на продукты питания повысились в связи с тем, что сговорились какие-то крупные производители.



Олег Шеин: Думаю, что под ней тоже могут быть определенного рода предпосылки. В частности, прошлогодний резкий рост цен на соль был обусловлен действиями одной крупной российской компании, которая спровоцировала обвал на рынке.



Любовь Чижова: А эту компанию тогда наказали?



Олег Шеин: Нет.



Любовь Чижова: Евгений Гонтмахер из Центра социальных исследований и инноваций Российской академии наук почти уверен, что к декабрю – то есть к выборам в Госдуму – кризис с ростом цен будет преодолен: это будет очередной козырь партии власти «Единая Россия», которая преподнесет дорогой подарок своим потенциальным избирателям. Вот что ученый думает по поводу нынешнего роста цен.



Евгений Гонтмахер: Основная причина – это, конечно, природа нашей экономики. Наша экономика является монополизированной, начиная от газового рынка, где мы с вами знаем, кто у нас с вами является монополистом, кончая рынками продовольственных товаров буквально до самого небольшого городка, где есть один-два поставщика в розничную сеть и аналогичная ситуация в розничной сети. Как правило, сговариваются между собой те же самые оптовики, та же самая розница и держат эти цены. Ничего по этому поводу у нас не делается Федеральной антимонопольной службой. Хотя об этом, кстати, говорили достаточно давно, о необходимости такого рода действий. Но это, конечно, далеко не все. У нас существует глубокая диспропорция между экспортом и импортом отдельных продуктов. То же самое зерно, цены на которое у нас еще летом начали достаточно сильно расти. По заявлению нашего министра сельского хозяйства, в этом году мы собрали зерна больше, чем нам нужно, и будем его экспортировать. В этих условиях, конечно, никакого повышения цены на зерно внутренних вообще быть не должно. Но так как экспорт является лакомым куском, то естественно на внутренний рынок стали придерживать выброс зерна. Аналогичная ситуация и с дешевыми импортными продовольственными товарами. Наши производители лоббируют свои интересы таким образом, что фактически блокируют дешевый импорт. Но главное другое: главное заключается в том, что правительство как заговоренное еще недавно утверждало, что у нас инфляция снижается, что она будет не более 8% в год. Несмотря на то, что явные признаки того, что этот план невыполним, были уже раньше. И поэтому то ли боялись докладывать президенту Путину, то ли давали неправильную информацию, но эти признаки повышения цен на продукты питания, которые были летом, у меня такое ощущение, что первый раз на них обратил внимание президент буквально в понедельник, когда дал поручение правительству заняться этим вопросом. Это называется ручное управление экономикой. Правительство, которое не реагирует оперативно на первые признаки таких явлений, это чисто продукт нашей политической системы, когда, только получив указание с самого верху, правительство начинает что-то делать.



Любовь Чижова: Для того, чтобы подорожание продуктов не ударяло так болезненно по пенсионерам и бюджетникам, есть только один выход – значительно повысить их доходы, то есть увеличить пенсии и зарплаты. Но на эти траты в ближайшее время власть не пойдет, уверен Евгений Гонтмахер. Не верят в улучшение своего материального положения и большинство россиян: не смотря на данные Росстата о постоянном росте доходов, среднестатистический житель страны относится к этому со скепсисом.


XS
SM
MD
LG