Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.
Михаил Саленков: Во Францию из России благополучно прибыли машины со 180 произведениями искусства, отправленные Третьяковской галереей. В парижской галерее "Мезон Руж" готовят к открытию выставку "Соц-арт. Политическое искусство из России". Несмотря на то, что министр культуры Александр Соколов публично назвал этот проект позорящим страну, выставку все-таки отменять не стали.
Лиля Пальвелева: Часть предназначенных для выставки работ в Париж все-таки не отправили. "И дело здесь не в гневе министра Соколова, - заверяет заместитель генерального директора Третьяковки Лидия Иовлева. - Мы сами так решили". И вот описание одного из изъятий.
Лидия Иовлева: Если вы смотрите на произведение, которое называется "Год некой страны в России", то (я просто немножко живописую вам эту картинку) вполне узнаваемые, в национальных костюмах жители этой - не называю - страны врываются, как бы оккупируют Кремль, подвешивают за ноги мужчину, как бы хозяина, вполне узнаваемого, и - уж извините, я точно говорю - ставят на карачки и насилуют секретарш.
Лиля Пальвелева: Куда более безобидную работу группы Синие Носы, их известных "целующихся милиционеров" показывать французской публике также поостереглись. Другой заместитель генерального директора галереи Ирина Лебедева курирует именно современное искусство.
Ирина Лебедева: Что касается милиционеров, когда встал вопрос о том, чтобы ее включить в состав выставки "Соц-арт" у нас на Крымском валу, которая у нас проходила, должна признать, что у кураторов нашлись те аргументы, которые позволили нас в этом убедить. Но, буду откровенна, сомнения все равно были. И сомнения не в том, каково мое личное отношение, например, к этим художникам, которых я прекрасно знаю, и к их работам, а все-таки мы должны понимать, что поскольку мы не музей современного искусства, к нам ходит зритель самый разный. Если существует отдельно взятый музей современного искусства, он имеет своего зрителя, который и подготовлен к этому материалу, и он знает, что он вообще теоретически может увидеть. И я вам скажу, что сомнения были до последнего, споры были до последнего. Но приняли решение, что мы действительно ее оставляем и смотрим, что из этого получится. Потому что если мы понимаем, что это, наверное, все-таки не формат галереи, то, значит, мы ее снимем и поймем для себя, что такие вещи не нужно нам вешать. Потому что отрицательный опыт - это тоже большой опыт, который нам необходим. Ведь у нас же нет никаких критериев. Должна сказать, что месяц работа провисела - и никакой реакции не было. Поэтому мы решили вполне с чистой совестью ее включить в состав выставки.
Лиля Пальвелева: Если бы только на эту работу никакой реакции не было. Три месяца при большом стечении посетителей показывалась на Крымском валу та самая выставка, что сейчас вызвала резкую критику Александра Соколова. И ничего. А теперь министр, подчеркнем, не по поводу отдельных произведений высказался, а обо всем проекте, заявил о его неуместности на фоне недавних рассуждений о русской духовности Алексия Второго, во время зарубежных поездок патриарха. Собирается ли Третьяковка как-то реагировать на такую критику? Вот как отвечает на этот вопрос Лидия Иовлева.
Лидия Иовлева: Вовсе не собираемся комментировать слова нашего министра культуры. Все-таки у каждого из нас есть свои начальники, мы - государственные служащие. Но на выставке, как я себе ее представляю по нашей бывшей экспозиции, есть все, есть и провокативность, есть и очень серьезное искусство, есть менее серьезное, есть, простите, и перчик и горчичка, все, что угодно, но не хулиганство. Поэтому что нам возразить министру культуры - я не знаю. Наверное, сгоряча не нужно делать заявления, но это его дело, его право. Тем более что он, как я читала в прессе, сказал, что это его личное мнение. Личное мнение есть у всех, и у нас с вами, и у министра культуры.
Лиля Пальвелева: А когда выставка была на Крымском валу, министр культуры ее посещал, он знаком с массивом?
Лидия Иовлева: Думаю, что нет.
Лиля Пальвелева: Генеральный директор Третьяковки Валентин Родионов убежден...
Валентин Родионов: Никакой порнографии тут нет, конечно. И то, что позор России, этого тоже нет. Этого мы не можем просто допустить. Мы, наоборот, работаем на страну, на народ, на галерею, на хорошее настроение. Это он ошибается. Если бы отменили выставку, это был бы скандал просто, международный. А то, что мы должны эту выставку показывать, я в этом просто убежден. Хотя мне она не нравится, скажу честно. Мне страшно она не нравится, но мы должны показывать, чтобы со временем понять, останется это искусство в истории российского изобразительного искусства или не останется, возьмем свою нишу или не возьмет.
Лиля Пальвелева: При этом Валентин Родионов призывает извлекать уроки из прошлого опыта.
Валентин Родионов: История повторяется. В свое время были запрещены целый ряд художников, как Кандинский, Малевич, и многие художники по разным причинам известного характера уехали за границу. Но после перестройки они вернулись или в Москву или вернулись в Россию своими картинами. Здесь, я думаю, то же самое повторяется. Это не официальное искусство, но оно есть, оно существует, оно живет, оно дышит. И мы обязаны его показывать. Но если я в чем-то виноват, я готов нефти полную за это ответственность.
Лиля Пальвелева: Выставка "Соц-арт. Политическое искусство в России" откроется в галерее "Мезон Руж" 19 октября.