Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Путин обсудит с Махмудом Ахмадинеджадом ядерную проблему


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Александр Гостев : В Тегеране сегодня завершился второй саммит руководителей Прикаспийских государств Главы России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана собрались с тем, чтобы обсудить проект конвенции по статусу Каспийского моря. Однако, по общему мнению, для Владимира Путина участие в саммите это еще и хороший повод обсудить ядерную проблему с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Над этой темой сегодня работала корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Марьяна Торочешникова : Изначально саммит задуман для того, чтобы пять прикаспийских государств - Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан - смогли, наконец, определиться в вопросах, связанных с использованием каспийского пространства. Проблема эта обсуждается на протяжении многих лет, но пока государством так и не удается достичь серьезных договоренностей. Последняя аналогичная встреча состоялась 5 лет назад в Туркменистане и не принесла существенных результатов. Более того, сразу после того, 5-летней давности саммита, Владимир Путин принял участие в учебных маневрах Каспийского морского флота. Именно это обстоятельство позволило аналитикам говорить, что российский президент не слишком доволен проведенным саммитом. И вообще, по мнению большинства наблюдателей, Прикаспийский саммит пока остается не более чем протокольным мероприятием, притом не регулярным, а потому сейчас не только нельзя спрогнозировать дату возможного достижения договоренностей о разделе влияния пяти стран в акватории Каспия, но даже и рассчитывать на то, что запланированная на следующий год встреча глав пяти Прикаспийских государств, действительно состоится. Говорит независимый бакинский политолог Рахим Мусабеков.



Рахим Мусабеков : Я не думаю, что объявленная встреча на будущий год в Баку, действительно, состоится именно через год. Потому что так получилось, что между предыдущими (первой и второй встречами) вместо года акция заняла целых пять лет. На будущий год в Азербайджане президентские выборы. На будущий год президентские выборы в России. Вполне возможно, что сроки проведения следующего саммита могут достаточно серьезно отодвинуться.



Марьяна Торочешникова : Тем не менее, в ходе этого саммита президенты России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана все же подписали совместную политическую декларацию, состоящую из 25 пунктов. В ней, в частности, говорится о праве любой страны использовать ядерную энергию в мирных целях. А оно из положений итоговой декларации, подписанной в Тегеране, гласит, что государства договорились никак не участвовать в военных действиях против одной из сторон участников декларации. Однако бакинский политолог Рахим Масбеков не видит в этом серьезного политического достижения, ведь соответствующие двусторонние соглашения уже заключены правительствами Ирана и Азербайджана, например. Однако, в случае, если Иран станет объектом военной агрессии, власти Азербайджана будут исходить из таких позиций, которые минимизируют риски возникновения конфликтов между Баку и другими важными для страны внешнеполитическими партнерами, в том числе и США. Говорит Рахим Мусабеков.



Рахим Мусабеков : Эта декларация она не накладывают никаких обязательств серьезных на Азербайджан. Существовали и двусторонние соглашения между Азербайджаном и Ираном. Они имеют международный правовой характер, по которому Азербайджан или Иран на взаимной основе гарантируют друг другу, что с их территорий не будут осуществляться никакие агрессивные действия по отношению к соседнему государству. Декларация просто подтвердила те обязательства, которые у Азербайджана были и раньше. Другой разговор, что, когда в Иране начинают говорить, что в ответ на возможный удар со стороны Соединенных Штатов Америки они начнут наносить ответные удары, куда дотянется их рука, по объектам экономических интересов Соединенных Штатов Америки. Если эти объекты экономических интересов находятся на территории Азербайджана и подразумевается территория Азербайджана, понятно, что Азербайджан будет делать все для того, чтобы оградить себя от подобных действия, в том числе укрепляя союзничество с Соединенными Штатами Америки и Турцией.



Марьяна Торочешникова : Российские политологи тоже довольно скептически относились к вероятности достижения каких-то серьезных договоренностей в ходе Прикаспийского саммита. Одни из них в этой связи заявляли, что Владимир Путин прекрасно понимает - разделить Каспий в ближайшие годы не удастся, а потому указывали, что для российского президента саммит не более чем хороший повод обсудить с иранскими властями проблему ядерной программы. Другие же склонны считать, что для Владимира Путина участие в Прикаспийском саммите скорее удачная возможность посетить Иран, не назначая официального визита. Ведь последний кремлевский лидер посещал Иран с визитом в 1943 году, и был это Иосиф Сталин, который встречался на Тегеранской конференции с Уинстоном Черчиллем и Франклином Рузвельтом. Говорит редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.



Федор Лукьянов : Саммит - мероприятие плановое, проводится раз в четыре года на таком уровне. Каспийская проблема действительно совершенно не близится к разрешению, но, тем не менее, остается очень важной для всех пяти стран-участниц, поэтому подобный саммит - событие. Если бы саммита не было, я очень сомневаюсь, что Путин бы сейчас в Иран поехал. Тут совпало давнее и очень настойчивое желание Тегерана увидеть Путина у себя, поскольку президент Ирана Хатами, предыдущий президент, в России был с официальным визитом, а ответного иранцы так и не дождались. Поэтому тут выбран такой компромиссный вариант, то есть визит на саммит и заодно посещение Ирана.


Что касается ядерной программы, то, безусловно, что-то обсуждается. Обмен мнениями, наверное, но вообще иранская программа ядерная, как деления касты, это вопросы очень долговременные и явно совершенно ни у России, ни у кого-то еще нет четкого понимания, как их можно решить быстро. Думаю, что во время недавнего визита Николя Саркози в Москву Путин и Саркози обсуждали иранский вопрос с тем, чтобы Путин мог привезти Ахмадинеджаду какое-то сообщение, так сказать, скоординированное. Но, думаю, что на этом саммите ничего принципиального не случится, будет опять заявлено, что Иран проводит исключительно мирную ядерную программу и на это имеет право, а на военную права не имеет, но он ее и не проводит.



Марьяна Торочешникова : Тем не менее, в ходе этого саммита президенты России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана все же подписали совместную политическую декларацию, состоящую из 25 пунктов. В ней, в частности говорится о праве любой страны использовать ядерную энергию в мирных целях. А одно из положений итоговой декларации, подписанной в Тегеране, гласит, что государства договорились никак не участвовать в военных действиях против одной из стран, участников декларации. Однако, бакинский политолог Рахим Мусабаев не видит в этом серьезного политического достижения. Ведь соответствующие двусторонние соглашения уже заключены правительствами Ирана и Азербайджана, например. Однако в случае если Иран станет объектом военной агрессии, власти Азербайджана будут исходить из таких позиций, которые минимизируют риски возникновения конфликтов между Баку и другими важными для страны внешнеполитическими партнерами, в том числе и США.


Российские политологи тоже довольно скептически относились к вероятности достижения каких-то серьезных договоренностей, в ходе Прикаспийского саммита. Одни из них в этой связи заявляли, что Владимир Путин прекрасно понимает: разделить Каспий ближайшие годы не удастся, а потому, указывали, что для российского президента саммит не более чем хороший повод обсудить с иранскими властями проблему ядерной программы.


Другие же, склонны считать, что для Владимира Путина участие в прикаспийском саммите, скорее удачная возможность посетить Иран, не назначая официального визита. Ведь последний кремлевский лидер посещал Иран с визитом в 1943 году, и был это Иосиф Сталин, который встречался на Тегеранской конференции с Уинстоном Черчиллем и Франклином Рузвельтом. И, тем не менее, визиту Путина в Тегеран уделяется особое внимание. Именно потому, что наблюдатели постараются понять, как Россия относится к иранской ядерной программе.


Власти Ирана неоднократно заявляли о намерении овладеть полным циклом ядерной энергетики, и с этой целью в стране началось обогащение урана. Совет Безопасности ООН уже дважды накладывал санкции на Тегеран из-за его нежелания подчиниться требованию международного сообщества прекратить обогащение урана. Сегодня, выступая в Тегеране, Владимир Путин призвал международное сообщество перейти от ультиматумов к диалогу.



Владимир Путин : Пугать кого-то, в данном случае, иранское руководство или иранский народ бесперспективное дело. Им не страшно, поверьте мне. А вот набраться терпения и искать выход - можно и нужно. Но можно ли это сделать без того, чтобы вести с иранским народом и с иранским руководством диалог? Думаю, что это невозможно, маловероятно. Если у нас есть возможность поддерживать эти прямые контакты, то мы будем это делать, рассчитывая на позитивный совместный результат.



Марьяна Торочешникова : Между тем, Франция и США готовят новый пакет санкций против Ирана с намерением ввести их на двустороннем или региональном уровне, если новая резолюция не будет принята в Совете Безопасности ООН.



XS
SM
MD
LG