Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Рахим Мусабеков о комплексе отношений внутри стран Прикаспийского региона


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие бакинский политолог Рахим Мусабеков.



Андрей Шарый: О встрече в Тегеране и комплексе отношений внутри стран Прикаспийского региона я беседовал с независимым бакинским политологом Рахимом Мусабековым.


Что у вас говорят в столице? Насколько важны эти встречи? Это только протокольные мероприятия или за ними стоит какое-то реальное большое содержание?



Рахим Мусабеков : В Туркменистане была встреча 5 лет тому назад. Она не то, что не дала результаты, более того, сразу после этой встречи Путин поехал в Каспийскую флотилию и поучаствовал в маневрах Каспийского военно-морского флота. Это, в общем, тоже был показатель того, что не очень высокая удовлетворенность от проведенного саммита.


Я не думаю, что объявленная встреча на будущий год в Баку, действительно, состоится именно через год. Потому что так получилось, что между предыдущими (первой и второй встречами) вместо года акция заняла целых пять лет. На будущий год в Азербайджане президентские выборы. На будущий год президентские выборы в России. Вполне возможно, что сроки проведения следующего саммита могут достаточно серьезно отодвинуться.



Андрей Шарый : Как у вас в Баку относятся к России и к Ирану? Это политические союзники для вашей страны, противники? Как смотрят на Москву и на Тегеран?



Рахим Мусабеков : Я ежегодно организую по единой методике социологические опросы, в том числе там задается вопрос - какие государства, по мнению респондентов, являются друзьями, а какие недоброжелателями Азербайджана? Так вот, на первом месте обычно среди друзей стоит Турция, на втором - Россия, где-то на четвертом, на пятом, на шестом месте среди друзей, доброжелателей Азербайджана стоит Иран. Но Россия и Иран стоят вторыми, третьими государствами, которые в глазах азербайджанского населения выглядят как враги Азербайджана. Я думаю, удивляться этому не следует, потому что, в конце концов, независимость Азербайджана во многом означала независимость от России. А сама независимость Азербайджана достаточно холодно воспринималась и в Тегерана, и до сих пор это делается.



Андрей Шарый : В политическом Баку планы Ахмадинеджада, вообще, сама фигура Ахмадинеджада, вызывает беспокойство?



Рахим Мусабеков : Конечно. Во всяком случае, его политика привела к тому, что отношения между Ираном и Соединенными Штатами, да и не только Соединенными Штатами, но и, вообще, с международным сообществом обострились достаточно сильно. То, что сюда вот эта напряженность привлекается, она нагнетается, здесь достаточно большая доля вины и Ахмединеджада. Во всяком случае, с его руководством в Иране мы сегодня в регионе чувствуем очень беспокойно.



Андрей Шарый : Одно из положений итоговой декларации гласит, что страны договорились никак не участвовать в военных действиях против одной из стран подписантов этой декларации. Если представить гипотетическую ситуацию, согласно которой Иран станет объектом внешней агрессии, что это будет означать для Азербайджана? С одной стороны, он теоретически связан этой договоренностью, с другой стороны, насколько я понимаю, среди внешнеполитических партнеров Баку важных значится и Вашингтон.



Рахим Мусабеков : Эта декларация она не накладывают никаких обязательств серьезных на Азербайджан. Существовали и двусторонние соглашения между Азербайджаном и Ираном. Они имеют международный правовой характер, по которому Азербайджан или Иран на взаимной основе гарантируют друг другу, что с их территорий не будут осуществляться никакие агрессивные действия по отношению к соседнему государству. Декларация просто подтвердила те обязательства, которые у Азербайджана были и раньше. Другой разговор, что, когда в Иране начинают говорить, что в ответ на возможный удар со стороны Соединенных Штатов Америки они начнут наносить ответные удары, куда дотянется их рука по объектам экономических интересов Соединенных Штатов Америки. Если эти объекты экономических интересов находятся на территории Азербайджана и подразумевается территория Азербайджана, понятно, что Азербайджан будет делать все для того, чтобы оградить себя от подобных действия, в том числе укрепляя союзничество с Соединенными Штатами Америки и Турцией.



XS
SM
MD
LG