Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Соколов: «Диктатура импотентов»


Честно признаюсь, заголовок не мой. Принадлежит русскому эмигранту Ивану Солоневичу. Книжка 1949 года, актуальна и до сих пор, поскольку описывает плоды всех видов «социализма»: от террористического большевистского и тоталитарного нацистского до травоядного государственно-бюрократического.


Публицист Солоневич писал о планировании как о форме «современного рабства», о ненависти бюрократа к «частнику» и лавочнику, регулировании цен, способном довести любую страну и до голода.


До голода, конечно, далеко, но настроение у начальников России, прямо скажем, истерическое. Президент требует от цен на продукты стоять, премьер бегает по магазинам и кричит на приказчиков. Цены слушаться Путина, Зубкова, Кудрина, Иванова и Медведева не хотят и, перед выборами, взлетают, где на 10, а где и на 50%.


Но и вожди крупнейшей «оппозиционной» партии, КПРФ, ведут себя еще более неадекватно - прямо к очередям: заморозить цены, и баста. Но Зюганов другого и не знает. Для него кумир, товарищ Сталин, который вместо того, чтобы похерить возведение заводов и заплатить за вздорожавший хлеб крестьянам, приказал ценам твердеть, а село решил ограбить, доведя страну до голодомора, а деревню - до нового крепостного права.


Нынешние власти хоть и половчее большевиков, но психология у бюрократов все та же, о которой писал Иван Солоневич: «анархию частного рынка» они пытаются подменить предписаниями.


Министры обнаруживают высосанные из пальца заговоры и сговоры, костерят посредников и хозяев торговых сетей, обещают частнику кары, грозят лавочникам регулированием, не понимая, что купцом движет великая и созидательная жажда наживы, и всем демонстрируют психологию тупых бюрократов, врагов свободной торговли и частной инициативы.


В истории посткоммунистической России был момент, когда на пороге голода и катастрофы бюрократия сдалась: Егор Гайдар отменил монополию внешней торговли, а Борис Ельцин подписал указ о свободе торговли. Миллионы людей смогли начать свое первоначальное накопление: челночный бизнес, ларек, лавочка, - явились на свет.


Остальное пятнадцатилетие стало временем постепенного закрепощения. Торговца грабят уже не бандиты, а менты, чекисты и чиновники. Таможенная и налоговая инквизиция истово выкорчевывает «челнока». Добавим и эффект от недавней путинской «ариизации» базарной торговли. Вам не нравились приезжие? Платите за благолепие. На вашем же рынке заезжий торговец нанял отечественную продавщицу и поднял цену.


На тех же счётах и борьба Владимира Путина с обложившими Россию «врагами». Ведомство Онищенко санитарным кордоном отделяет Россию от поступления дешевого продовольствия из стран СНГ, Польши и Прибалтики.


Помогло поднять цены и введение Минсельхозом выгодных лишь нынешним аграрным помещикам квот на ввоз мяса и пошлин на экспорт молока, принятое в условиях явно растущего дефицита этих продуктов. Только за мясо россияне переплатили миллиарды долларов.


Мечтающим о социализме Сергею Миронову с Геннадием Зюгановым не стоит суетиться. По критериям Солоневича в России путинской уже построен социализм. Бюрократический. Расплодившийся чиновник командует и продавцом, и экспортером, и производителем, получая от чужих трудов коррупционную дань.


Систему защищает нынешняя выборная «народная монархия». Что сделал президент Путин? Пообещал добавить по 300 рублей пенсионерам - килограмма на полтора сыра. Правительство Зубкова квоты на ввоз мяса не отменило, пошлины на молоко лишь снизило, на сыр – унифицировало и вяло попыталось притормозить экспорт зерна.


Не отменен ни один акт бюрократического произвола. Не добавилось свобод в торговле. Зато процветающий во главе Минсельхоза лет 10 Алексей Гордеев уже грезит созданием «госкорпорации по зерну». Мало ему воровства в лоббируемых аграрием структурах!


Режим Владимира Путина эксперты называют авторитарным. Но это воистину диктатура импотентов. Власть дееспособна лишь по части закручивания гаек. Защищая себя от призрака оранжизма, она не медлит с арестами, разгоняя сотню-другую несогласных манифестантов.


Но в защите интересов граждан диктатура импотентна: она оказалась не способна даже пригасить ценовую лихорадку, вернуть конкуренцию и возвратить бизнесу экономические свободы, которые обеспечат гражданам низкие цены.


Есть лишь один плюс от роста цен. В России появилось все больше людей, страдавших от ожирения и переставших интересоваться политикой. Теперь придется подтягивать пояса. Похудевший россиянин, может быть, протрезвеет и вспомнит: за кого и за что, за какие партии, и за каких политиков он голосовал, какие райские кущи ему обещала бюрократия при власти, и какие ценники ее правление нынешняя форма социализма дала.


XS
SM
MD
LG