Ссылки для упрощенного доступа

Оппозиционные депутаты недовольны поправками, внесенными в закон о референдуме


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Карэн Агамиров.



Дмитрий Волчек: Конституционный суд готовится отреагировать на принятые Государственной Думой в первом чтении изменения в закон о референдуме. Депутаты от оппозиции продолжают убеждать общественность в пагубности этих нововведений.



Карэн Агамиров: Судьи Конституционного суда не имеют полномочий комментировать законопроекты Государственной Думы - статус не позволяет. Однако, как сообщил Радио Свобода источник в Конституционном суде, на следующей неделе возможно появление заключения секретариата Конституционного суда, сотрудники которого не связаны обременяющими должностными инструкциями.


Что ж, будем ждать. А пока напомним суть дела. 11 октября правящая фракция «Единая Россия» протащила в первом чтении законопроект о поправках в закон «О референдуме». Они запрещают выносить на референдум вопросы, принятие решений по которым в соответствии с Конституцией и действующим законодательством относится к исключительной компетенции государственных органов власти.


А так как, например, все та же Государственная Дума имеет право принимать федеральные законы практически по любым вопросам, то это новшество фактически ставит крест на референдумах.


Депутаты от оппозиции бьют тревогу. У микрофона радио Свобода Юрий Савельев, фракция «Народно-патриотический союз «Родина»...



Юрий Савельев: По сути, за этим скрывается то, что статья Конституции, которая определяет, что народ является высшей властью в Российской Федерации, лишается возможности вынесения тех или иных вопросов. Будет внесено изменение в статью шестую вот этого закона о том, что невозможно будет провести в стране референдум по вопросам, связанным с федеральным бюджетом, правильно или неправильно расходуются деньги. Огромный Стабилизационный фонд был образован Российской Федерацией. На сегодня он составляет сумму 141 миллиард долларов. Спрашивается, почему эти деньги выведены из экономики России, а не вносятся в федеральный бюджет? Давайте поставим эти вопросы. Зачем нам нужны такие огромные излишки золотовалютных резервов, 400 с лишним миллиардов долларов? России достаточно 50-60. Зачем, опять же, эти деньги выведены из экономики? Нет, под предлогом того, что бюджетные вопросы не могут выноситься на референдум, что они не достойны обсуждения народом, это сегодня вводит искусственный барьер для людей возможности провести референдум по корневым, основным вопросам в нашей стране.



Карэн Агамиров: Насколько реально, что Дума все-таки изменит свое отношение, потому что взбунтовался Конституционный суд?



Юрий Савельев: Ну, уже принято, 306 голосов, "Единая Россия" проголосовала за то, что в статью шестую такие изменения будут уже внесены, будет вопрос формализован. Поэтому преодолевается и мнение Конституционного суда.



Карэн Агамиров: То есть отступления, вы считаете, не будет?



Юрий Савельев: Не будет, да. Я считаю, что это, опять же, нарушение прав и свобод народа, которые декларированы известной нам Конституцией.



Карэн Агамиров: Петр Романов из фракции КПРФ недоумевает…



Петр Романов: Любое ограничение или любой запрет не приносит пользы никакому делу, будь это производство, будь это политика, будь это экономика. Мы все время говорим о свободе, а на самом деле свободы кот наплакал. Урезание прав граждан, в том числе прав граждан, связанных с избирательными кампаниями, мы еще сталкиваемся с этим вопросом в выборах в будущую Государственную Думу, лишение граждан возможности высказать свои соображения на самые актуальные вопросы, правильная ли политика... Вот мы если поедем с вами по России, то мы увидим кучу плакатов, где написано «"План Путина" - это победа России!». Если бы народу задать вопрос «"план Путина" - это победа России?» и «что вам дает этот план?», то не то, что мы видим, вот, разговор Путина с гражданами России, который срежиссирован, отработан, на самом деле реальные ответы были бы совсем-совсем другими. Я смотрел недавно одну передачу, где показывали какой-то захолустный городишко России, в котором шустрые граждане воспользовались советом из детской сказки "Путешествие капитана Врунгеля". Они в этом лозунге «"План Путина" - победа России» убрали из слова "победа" первые две буквы «п» и «о» и, как у Врунгеля, получилось, что «"План Путина" - это беда России». Любой опрос общественного мнения, любой референдум - это действительно правда, которую может сказать народ. А уж дело любого руководителя сделать так, чтобы этот опрос общественного мнения стал одним из руководящих материалов для его дальнейшей работы. Любое ограничение, любое сокращение возможностей народу сказать свое слово, в конечном итоге, приводит к крайне негативным результатам. Боюсь, что с этим столкнется и Россия.



Карэн Агамиров: Депутат-патриот Андрей Савельев полагает, что за изменениями в законе о референдуме стоят серьезные вещи.



Андрей Савельев: Вдруг активисты "Единой России", которые обычно выполняют все политические задания, инициируют новый законопроект, который фактически "душит" референдум в принципе. То есть если на референдум нельзя вынести формулировку, которая затрагивает полномочия того или иного государственного органа, это значит, референдум ликвидируется полностью. И эти люди почему-то вносят этот законопроект. С другой стороны, Конституционный суд, который ни разу таких инициатив не проявлял, вдруг проявляет инициативу и говорит: вы приняли в первом чтении, о ужас, одумайтесь... Я предполагаю, что здесь есть определенная игра, и игра эта, скорее всего, связана с тем, что все-таки какой-то референдум "Единая Россия" намеревается провести. Этот референдум может быть либо о третьем сроке, либо об изменении Конституции. То есть какая-то игра, здесь очевидно есть игра. Мы не можем сказать, какая подоплека у этой игры и чего там добиваются эти кремлевские махинаторы, но то, что игра есть, это очевидно.



Карэн Агамиров: Я спустился с 14-го на 12-й этаж нового здания Государственной Думы. Здесь располагается Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, руководитель которого, видный единоросс Владимир Плигин и был как раз инициатором вышеуказанного законопроекта. Плигин, сказали мне в секретариате, в зарубежной поездке, а кроме него никто давать комментарии по этому вопросу не уполномочен. И еще восемь единороссов, которых я пытался разговорить на заданную тему, ответили категорическим отказом.


А может быть, просто нечего сказать?


XS
SM
MD
LG