Ссылки для упрощенного доступа

В Париже открылась выставка "Соц-арт. Политическое искусство в России с 1972 года до наших дней"


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Париже Наталья Руткевич.



Олег Винокуров: В Париже открылась выставка "Соц-арт. Политическое искусство в России с 1972 года до наших дней".



Наталья Руткевич: На выставке, проходящей в парижском выставочном павильоне "Мезон Руж", можно будет увидеть работы Виталия Комара, Александра Меламида, Леонида Сокова, Александра Косолапова, Эрика Булатова и других российских художников. Знакомы ли эти имена и само направление "соц-арт" французским любителям искусства? Говорит Анастасия Старовойтова, директор парижской галереи современного искусства "Дракон".



Анастасия Старовойтова: Если все французы не знают, что такое соц-арт, то люди, связанные с искусством, по крайней мере, догадываются. И вообще, эта выставка приехала в "Мезон Руж" и состоялась в Париже из-за того, что она проходила в Третьяковской галерее, и там французские искусствоведы заинтересовались нашим необыкновенным соц-артом и попросили привезти его в преддверии Года России во Францию и сделать эту выставку в Париже. Поэтому неизвестно, насколько все осведомлены о том, что это такое, но, по крайней мере, реклама в средствах массовой информации была большая, информация довольно полная. Были интервью в журнале "Бузар Магазан", один из самых читаемых журналов по современному искусству. Были интервью с Андреем Ерофеевым, который привез выставку из России. Было интервью с Ольгой Махровой, которая является комиссаром выставки с французской стороны.



Наталья Руткевич: В России да и во Франции открытию выставки "Соц-арт" предшествовал большой скандал. Как известно, министр культуры России вообще был против идеи проведения такой экспозиции в Париже, утверждая что она будет позором для страны. В результате с выставки были сняты 17 работ, что французская пресса сочла проявлением грубой цензуры. Чем объясняется сопротивление российского Минкульта, не желающего показывать французской публике то, что беспрепятственно выставлялось в Москве?



Анастасия Старовойтова: Реакцию чиновников можно понять по-человечески: сор из избы не выносить и так далее. Конечно, довольно специфические работы. Наверное, они боятся ударить в грязь лицом перед западной публикой. Мы хотим, чтобы наше искусство было, так же как и наш спорт, самым лучшим, самым первым и так далее. Поэтому работы типа "Целующихся милиционеров" или образ Путина, представленный в произведениях современных художников, - эта критика и сарказм, издевательство над пороками современного общества, и вообще просто над обществом, над какими-то его глупыми проявлениями, естественно, может быть, порочащей. Но при очень авторитарном сознании.



Наталья Руткевич: Существует ли у российского современного искусства, важной частью которого является соц-арт, своя специфика?



Анастасия Старовойтова: Безусловно. Наше искусство выделяется, отличается от западного современного искусства как раз своей направленностью политической, своим сарказмом. Все пороки общества находят свое выражение в искусстве. Это, в общем, правильно. Другое дело, что в западном искусстве все намного мягче, легче, сглаженнее, нет никакой политической направленности, нет никаких неполиткорректных произведений.



Наталья Руткевич: Это была Анастасия Старовойтова, директор одной из парижских галерей современного искусства, присутствовавшая на открытии выставки "Соц-арт" в парижском выставочном зале "Мезон Руж".


XS
SM
MD
LG