Ссылки для упрощенного доступа

Формула кино. Легко ли быть русским артистом в Голливуде: Олег Видов (часть 2)


Мумин Шакиров: Легко ли быть русским артистом в Голливуде? Мы продолжаем рассказ о жизни и творчестве известного актера и режиссера Олега Видова, покинувшего Советский Союз в середине 80-х. Сегодня он живет в Лос-Анджелесе, в артистической колонии под названием "Малем". Его ближайшие соседи - звезды Голливуда Мартин Шин, Барбра Стрейзанд, певица и актриса Шер и ряд других известных персон из фабрики грез.


Олег Видов начал сниматься в Америке не сразу. Первое время он работал на стройке, затем на фабрике. Но коллеги-актеры, выходцы из СССР, тот же Савелий Крамаров, стали настойчиво зазывать его в Голливуд. И Видов решил попробовать. Его первой американской картиной стала "Красная жара", где он сыграл советского милиционера. Партнером Видова был сам Арнольд Шварценеггер.



Олег Видов: Мне просто крупно повезло, потому что я, вообще не претендовал, чтобы сниматься здесь, в Америке. То есть, я хотел просто жить свободной какой-то жизнью, чтобы меня не тюкали, не говорили "этого нельзя, этого нельзя". Я просто стал жить в этом мире, в который стремились эти ребятишки из катаевской повести "Белеет парус одинокий". Сам факт: человек, который приезжает из другого мира, с другим языком... Прийти в страну, где все хотят сниматься и получить роль, - это чудо.


Со Шварценеггером был первый фильм, я играл милиционера, и надо было поехать в Венгрию, это совблок был. Но это был приятный момент в моей жизни, интересный. Для меня было совершенно чудесно сняться в "13 днях" с Кевином Костнером. Я играл Валерьяна Зорина, это о кубинском кризисе. Мне сделали нос, очки и так далее. Мне надо было сыграть совершенно другого человека в другой обстановке. Я никогда не играл таких людей. Я специально позвонил людям из МИДа и спросил, действительно ли Валерьян Зорин знал о том, что происходит. Он действительно не знал, его не информировали. Это было очень интересно.



Мумин Шакиров: В фильме "13 дней", рассказывающем о кубинском кризисе 1962 года, когда противостояние СССР и США достигло наивысшей точки, Олег Видов сыграл советского представителя в ООН Валерьяна Зорина. Авторы картины показали дипломата Зорина наглым и лживым демагогом.



Олег Видов: Потом много маленьких интересных ролей для меня были тоже каким-то открытием. Даже вот, например серила " Alias " - там была большая сцена, большая группа делегаций, и я один человек в этой делегации. Там есть такой вопрос. Они приехали за тем, чтобы позаимствовать для своей страны американскую президентскую систему, а умный человек сказал: "Вы знаете, вам лучше парламентскую систему". Его спрашивают: "Почему? У нас же Иван Иванович хороший человек". - "Но вы должны заботиться не о том, что Иван Иванович хороший, а о 60 людях после него". Как бы парламентская система сдерживает верховную власть, и она как бы регулирует это все. И вам мы рекомендуем парламентскую систему". Вот это удивительно, потому что мы хотим, чтобы 60 лидеров после вас были хорошими людьми, а не только один. И вот я снялся в этом, но, к сожалению, режиссера, она как-то это пропустило. А для нас, в общем, это интересная точка зрения, в первую очередь для России.



Мумин Шакиров: Одну из интереснейших ролей своей актерской карьере Олег Видов исполнил в картине Залмана Кинга "Дикая орхидея", где его партнерами по съемочной площадке были Микки Рурк, Жаклин Биссет и Керри Отис.



Олег Видов: Меня в этот же момент утвердили на "Охоту за Красным октябрем". И Савелий Крамаров, будучи человеком мудрым, сказал: "Лучше сняться в маленьком эпизоде в огромном фильме, чем в главной роли в маленьком фильме". И я тогда мерз - и вдруг Бразилия, они снимали в Бразилии. И я сказал: "Нет-нет, я поеду в Бразилию". Савелий говорил с точки зрения финансовой, потому что шли бонусы в большом проекте, а в «Дикой орхидеи» - ничего.



Мумин Шакиров: Интересно было работать с Микки Рурком?



Олег Видов: С Микки было интересно. Он своеобразный человек. У Микки сложное детство было, он боксер, человек такой самостоятельный. У нас хорошие отношения, он очень тепло ко мне относился, нормально.



Мумин Шакиров: Еще до "Дикой орхидеи" Олега Видова пригласили на съемки "Рэмбо-3", где он должен был сыграть советского офицера в Афганистане. Но роль сорвалась, и вот почему.



Олег Видов: Я должен был вначале сыграть какого-то солдата, очень милого, который там гибнет. И вдруг - "солдата не будет, ты должен вот этого капитана сыграть, жесткого". Я увидел Сталлоне и подумал: а если его сделать по-другому... Что такое Афганистан для меня? И начал петь перед своим текстом: "Темная ночь, только пули свистят по степи. Только ветер гудит в проводах..." И мне сказали: "Не надо". Я понял по глазам Сталлоне, что этой роли мне не играть. Но я даже рад, что я не сыграл эту роль, потому что надо было играть какого-то зверя, советского офицера, которого избивают и мучают. Ну, вот видите, меня Бог охранял.



Мумин Шакиров: Так Олег Видов попал в категорию русских актеров, которые слишком прилично выглядели для того, чтобы играть голливудских русских. Но это нисколько не смутило артиста Видова, он решил попытать счастья в режиссуре и снял короткометражный фильм для Диснеевского канала под названием "Легенда изумрудной принцессы". Этот фильм, в котором Олег исполнил главную роль, получил приз Нью-Йоркского фестиваля.


Возвращаясь к теме русских в Голливуде, стоит напомнить, что именно благодаря стараниям Видова в составе Американской гильдии актеров появилась организация "Настоящие русские", в нее вошли около 30 русских артистов-эмигрантов, которые стали бороться против рецидивов "холодной войны", то есть против того, чтобы русские в американских фильмах изображались злодеями или придурками.



Олег Видов: Стереотипы "холодной войны" остались, но, помимо всего, русских называли все время "Чеховыми", "Толстыми", "Достоевскими". "Достоевский, иди сюда!" Здесь очень просто с этим обращались. Но, в принципе, это миф, Голливуд - это сказка, и поэтому они придумывали себе врагов. Во время "холодной войны" у них были враги. И мы выступили по телевидению, мы сказали: "Вот, сидят перед вами русские люди..." Раиса Данилова, красивые женщины. И мы говорим о том, что существует глубокий какой-то мир, неоднозначный, не стереотипы. Потому что играть, скажем, плохого русского очень сложно. Мне предлагали играть боксера, которому поломали руки, и они кричали: "Убей русских!", в смысле - "ты его добей". Мне это очень не понравилось с самого начала, и я не согласился играть главную роль, из чего я мог бы сделать большую карьеру. Очевидно, мы любим свою родину, и вот этот момент как бы заставил нас выступить и сказать: ребята, наша родина другая, чем та, которую вы представляете, наши люди другие.



Мумин Шакиров: И какой эффект это произвело?



Олег Видов: Какой эффект? Стало меньше работы (смеется). Ну, это Голливуд, и они не любят, конечно, когда им говорят что-то против.



Мумин Шакиров: Помимо режиссуры и актерского ремесла, Видов довольно активно занимается бизнесом. В 1992 году он явился одним из создателей компании " Films by Jove ", которая приобрела у студии "Союзмультфильм" права на зарубежный прокат нескольких десятков советских мультфильмов, снятых 30-40 лет назад. Олег и его партнер Михаил Барышников долгие годы прокатывали в США и в других странах эту анимацию. Но совсем недавно из-за конфликтов с различными правообладателями ему пришлось продать коллекцию российскому предпринимателю Алишеру Усманову.


XS
SM
MD
LG