Ссылки для упрощенного доступа

«Политика Туска будет свободна от того, за что люди не возлюбили Качинских»


Отказавшимся от Качинских избирателям надоел климат всеобщей подозрительности и страха, считают эксперты
Отказавшимся от Качинских избирателям надоел климат всеобщей подозрительности и страха, считают эксперты

По результатам подсчетов почти 75% голосов на выборах в Польше, партия Дональда Туска «Гражданская платформа» получила поддержку чуть более 40% избирателей. Этого не достаточно, чтобы обеспечить большинство в парламенте и сторонники Туска уже заявили, что могут создать коалицию с Польской крестьянской партией. Впрочем, считают некоторые эксперты, не исключена и вероятность того, что «Гражданская платформа» создаст правительство меньшинства. Но все эксперты сходятся во мнении, что итоги выборов свидетельствуют о поражении политического курса братьев Качинских, к которых были очень амбициозные планы.


Свою характеристику переменам в политической атмосфере Польши за время правления Качинских РС дал заместитель главного редактора журнала «Новая Польша» Ежи Редлих:
- Первая странность положения в Польше это то, что на высших постах были братья-близнецы. Правда, Ярослав Качинский после выборов 2005 года сказал, что не станет никогда премьером, если его брат Лех станет президентом. Но уже через несколько месяцев это оказалось ложью. Он стал премьер-министром. Это был первый обман.
Что касается их политики (я говорю «их», потому что все-таки правят братья-близнецы), то одним из основных факторов, что касается внешней политики, это было недружелюбное отношение даже иногда борьба с Европейским Союзом. Создавались препоны дальнейшей интеграции Польши с Евросоюзом. В выступлениях утверждалось, что Евросоюз хочет ограничить суверенитет Польши. Делалось ударение на разногласие интересов между Польшей и Евросоюзом, а не на сходство. Кроме того, ярко выражено было недружелюбное отношение к Германии, а также и к России.
Что касается внутренней политики, то единственным, пожалуй, положительным фактором правления Ярослава Качинского было то, что он решительно выступил против коррупции в стране. Это нравилось его электорату, потому что, нужно подчеркнуть, что его электорат - это по большой части люди, обиженные судьбой, отверженные, чувствующие себя чуть ли не изгоями. Но в этой борьбе при этом применялись недостойные приемы, провокации, инсинуации. Был создан климат всеобщей подозрительности и страха, натравливания друг на друга. Качинский и его команда особенно унижали интеллигенцию - юристов, врачей, писателей. Пренебрежительно называли их «образованцами». Когда проходил протест врачей, которые бастовали, власти - Качинский и его люди - угрожали, что возьмут врачей в солдаты.
Правительство Качинского провозгласило новую так называемую имиджетвердую республику, что на практике означало приобретение людьми его партии все новых и новых государственных институтов, судебных органов, общественных средств массовой информации. Они выступали против независимости судебной и прокурорской органов и, в частности, Конституционного суда. Проводимая ими люстрация, которая абсолютно необходима, но в их исполнении привела к тому, что многих уважаемых людей несправедливо осуждали.
Я бы хотел тут сослаться на одного из крупнейших в Польше моральных авторитетов. Я имею в виду профессора Владислава Бартошевского, бывшего узника «Освенцима» и коммунистической госбезопасности, историка, писателя и бывшего в правом правительстве министра иностранных дел. Он резко выступил против политики Качинских, внутренней и внешней. Его Дональд Туск благодарил после выборов за поддержку, которая во многом, что считает не только Дональд Туск, привела к таким результатам, к каким она привела, на самом деле.


- Можно ли сказать, что вся польская интеллектуальная элита была настроена против власти Качинских, или ситуация более сложная? Ведь у таких ярких консервативных политиков обычно бывают и яркие противники, но и не менее яркие сторонники, идеологически оформляющие их замыслы.
- Конечно, не вся интеллигенция была против. Но все-таки, я думаю, что значительно большая часть, причем таких людей, которые считаются по-настоящему интеллектуалами, которые влияют на общественное мнение в Польше. Это несомненно.


- Как бы вы охарактеризовали взгляды лидера, победившей партии «Гражданская платформа» Дональда Туска, который, вероятно, станет новым премьером? Каковы главные тезисы его предвыборной программы, программы его партии? Сможет ли он ужиться с президентом Качинским?
- Во-первых, скажем, кто такой Дональд Туск, потому что его не очень-то знают. Это 50-летний историк по образованию, антикоммунист, с юных лет оппозиционер, создатель партии либералов, а потом «Гражданской платформы». Одна характерная черта. Он представитель народности, обитающей в балтийском приморье. По этой причине националисты и, главным образом, из рядов «Права и справедливости» подвергают сомнению его польский патриотизм. Они считают, что он тяготеет к немцам. Но это, конечно, неправда. Как оказалось, это не помешало Туску на выборах завоевать первое место и победить Ярослава Качинского не в другом месте, а именно в столице Польши Варшаве.
Какова будет политика правительства Туска? Она будет праволиберальная, однако не лишена и социального уклона. Но, прежде всего, я думаю, что эта политика обещает быть свободной от тех черт, за которые люди не возлюбили власть Качинских, то есть подозрительность, репрессии, унижения людей, провокации. Но править будет нелегко, потому что можно ожидать резкой оппозиции со стороны президента, который, между прочим, во всем слушается своего брата-близнеца. Президент может накладывать вето на законы. А по польской конституции президентское вето можно отклонить лишь большинством трех пятых, то есть 60% депутатов. Но «Гражданская платформа», конечно, не набирает даже половины состава парламента. Поэтому придется прибегать к коалициям. Наиболее вероятным коалициантом в правительстве будет немногочисленная, но важная Крестьянская партия. Но в парламенте придется иногда искать союзников и среди левых и демократов.


- Вы уже упомянули, что отношения с Россией были в последние годы во время правления правительства Ярослава Качинского достаточно холодными. Изменятся ли они после того, как кабинет возглавит Дональд Туск?
- Трудно сказать. Я думаю, что все-таки политика по отношению к России не сильно изменится, но она обещает быть более прагматичной, такой, которая не уделяет столько внимания как при Качинских историческим фактором, то есть так называемой, можно сказать, пресловутой исторической политики. А как будет на самом деле на практике, это мы увидим.


XS
SM
MD
LG