Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Противоракетная система поможет предотвратить реальную угрозу, заявляет президент Буш. Около миллиона человек пытаются уйти от огня в Калифорнии. Аукцион реликвий Че Гевары вызывает бурные эмоции


Юрий Жигалкин: Противоракетная система поможет предотвратить реальную угрозу, заявляет президент Буш. Около миллиона человек пытаются уйти от огня в Калифорнии. Аукцион реликвий Че Гевары вызывает бурные эмоции. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


Президент Буш во вторник призвал к безотлагательному воплощению программы сооружения противоракетной обороны, поскольку, по его словам, ракетная угроза со стороны враждебных режимов значительно увеличилась.


С подробностями – Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Выступая в Национальном университете обороны в Вашингтоне, президент Буш изложил нынешнюю позицию своей администрации в отношении угрозы ракетного нападения на Соединенные Штаты и их союзников. Он отметил, что если треть века назад баллистическими ракетами обладали только девять стран, то сегодня их число составляет 27, включая враждебные режимы, связанные с террористами. Буш напомнил, что, став президентом, он, с учетом новой ситуации в мире, принял решение о прекращении действия Договора по противоракетной обороне, подписанного с СССР в 1972 году, и о размещении дополнительных противоракетных систем.



Джордж Буш: Россия не согласилась с этим моим решением. Тем не менее президент Путин тогда заявил, что эти системы не представляют угрозу России. И, вместо новой гонки вооружений, он объявил, что Россия присоединится к Соединенным Штатам, приступившим к историческому сокращению наступательных ядерных арсеналов.



Аллан Давыдов: Следующим этапом, сказал Буш, станет создание новой противоракетной системы, уже прошедшей испытания в Тихоокеанском регионе, и размещение ее элементов в Европе. Это, по словам президента, продиктовано неотложной необходимостью противостоять растущей угрозе нападения со стороны Ирана, который пытается овладеть технологиями производства ядерного оружия и баллистических ракет дальнего радиуса действия. Буш привел оценки разведки, согласно которым Иран может достичь способности нанести удар по Соединенным Штатам и многим их европейским союзникам к 2015 году.



Джордж Буш: Если Иран сделает такой выбор, а международное сообщество не предпримет упредительных мер – тогда, возможно, Иран сможет достичь потенциала, необходимого ему для нападения. И мы должны воспринимать это со всей серьезностью сейчас.



Аллан Давыдов: Буш считает, что развертывание элементов ПРО в Европе следует начать безотлагательно. Эти элементы, включающие 10 ракет-перехватчиков в Польше и радар слежения в Чехии, будут способны защитить страны Европы от ракет дальнего радиуса действия, которые могут быть запущены из ближневосточного региона. Президент отметил, что данная система не предназначена для отражения удара со стороны России и легко может быть подавлена российским ядерным арсеналом. Буш добавил, что Соединенные Штаты считают возможным включить предлагаемые президентом Путиным радиолокационные станции в Азербайджане и на юге России в систему более широкого мониторинга регионов, откуда может исходить угроза, и это, по словам Буша, может вывести на беспрецедентный уровень американо-российское стратегическое сотрудничество. Вместе с тем Джордж Буш посетовал на то, что намерение Конгресса США сократить финансирование ПРО в Европе на 139 миллионов долларов может задержать размещение объектов системы на год и более и нанести ущерб союзникам.


Речь президента Буша прозвучала через несколько часов после того как глава Пентагона Роберт Гейтс заявил на пресс-конференции в Чехии, что республиканская администрация может отложить введение в строй объектов ПРО в Европе до получения окончательных доказательств ракетной угрозы со стороны Ирана.



Юрий Жигалкин: Эмоциональное выступление президента Буша в защиту размещения элементов системы противоракетной обороны в Восточной Европе, судя по всему, отражает тревогу в стенах Белого дома относительно того, что администрация видит первым реальным препятствием на пути осуществления этой идеи. Это скепсис по поводу восточно-европейского фрагмента системы в Вашингтоне, в Конгрессе. В то время как на протесты Москвы Белый дом давно нашел удовлетворивший многих в Вашингтоне ответ – мы не можем поступиться нуждами своей безопасности ради того, чтобы развеять российскую тревогу, – то на сомнения скептиков в Конгрессе, у него ответа нет. Они все еще не убежденны в том, что требуется спешка в сооружении непроверенной, сверхдорогостоящей противоракетной системы, в том числе, в выделении денег на строительство объектов в странах, с которыми еще не было достигнуто соглашений на этот счет. И этот фактор – сомнения в Конгрессе – стоил администрации ста с лишним миллионов долларов, на которые был урезан бюджет антиракетной программы.


Вот что говорит известный американский военный эксперт, вице-президент Лексингтонского института Дэниэл Гурэ.



Дэниэл Гурэ: На пути воплощения этой идеи стоят реальные серьезные проблемы. Прежде всего, заметная оппозиция многих демократов в Конгрессе, которые никогда не были большими поклонниками противоракетной обороны, теперь же, будучи в большинстве, они пытаются замедлить ее осуществление, кое-кто хочет ее зарубить. Заметным фактором продолжает оставаться и раздражение России. Я лично считаю, что аргументы администрации Буша в пользу сооружения компонентов системы в Восточной Европе убедительны. Совершенно очевидно, что размещение ракет-перехватчиков и радаров неподалеку от ближневосточного региона дает дополнительный уровень защиты от потенциальной атаки со стороны Ирана. А об аргументах о том, что у Тегерана нет межконтинентальных ракет, будет поздно вспоминать, если они вдруг окажутся у него в распоряжении, а США и Европа предстанут совершенно беззащитными, поскольку строительство антиракетных систем – задача сложная, ее выполнение требует времени. И к этому, естественно, еще добавляется опасение относительно попыток Ирана создать ядерное оружие.



Юрий Жигалкин: На ваш взгляд, сможет ли президент Буш преодолеть сопротивление двух оппонентов – России и своих собственных конгрессменов?



Дэниэл Гурэ: Российский фактор, на мой взгляд, очень интересен. Владимир Путин, как мне кажется, может сыграть на руку Джорджу Бушу, если он, грубо говоря, зарвется. Признаки этого уже есть, например, в неуважительной агрессивной манере, в которой он встретил в Москве госсекретаря и министра обороны США. Это не прошло незамеченным среди критиков России в Вашингтоне. Такой стиль России может облегчить задачу Буша и его сторонников в Конгрессе: почему мы должны проявлять внимание к аргументам страны, которая ни во что не ставит наши интересы. Пока же, мне кажется, у Белого дома не более чем 50-процентные шансы добиться желаемого, то есть обеспечить финансирование программы и подписать соглашения со странами-участницами. Но даже и это не гарантирует осуществление проекта противоракетной обороны, потому что его реальное воплощение останется за новым президентом, который может оказаться от планов предшественника, как случалось прежде.



Юрий Жигалкин: Американский военный эксперт Дэниэл Гурэ комментировал заявления президента Буша о противоракетной системе в Европе.


Финансовая индустрия помогла стать Нью-Йорку самым преуспевающим городом мира. Согласно данным городского финансового управления, в прошлом году ньюйоркцы заработали 381 миллиард долларов – сумма, больше государственных бюджетов очень многих стран мира. Крупнейший вклад в благосостояние горожан вносит Уолл-стрит, на него приходится 20 процентов общей суммы городских заработков. Зарплата многих банкиров и трейдеров составила около 200 тысяч долларов в год без учета ежегодных бонусов, часто превышающих годовое жалованье. Этот золотой дождь на Уолл-стрит, пролившийся, впрочем, лишь на 5 процентов городского населения, помогает объяснить продолжающийся феноменальный рост цен на жилье «люкс» в Нью-Йорке, в то время как рынок недвижимости в Америке находится в предкризисном состоянии. Второй по значению в городе остается индустрия строительства, за которой следует сервис, торговля, собирающая рекордные прибыли благодаря потоку иностранных туристов, привлеченных дешевизной товаров в сравнении с ценами в Европе и Азии.


По-видимому, только в Нью-Йорке в ворохе еще не убранного мусора на одной из улиц Манхэттена можно найти миллион долларов. Именно это произошло пять лет назад с Элизабет Гибсон, которая увидела в куче строительных отходов картину с абстрактным изображением. Поначалу она не подозревала о стоимости своей находки, но изображение, его сила, по ее словам, не давала ей покоя. И через некоторое время она обнаружила, что это - полотно кисти известного мексиканского художника Руфино Тамайо «Три человека», оно было украдено у владельцев двадцать лет назад. Эта картина была куплена на аукционе треть века назад за пятьдесят тысяч долларов, эксперты Сотби считают, что оно может уйти за миллион на аукционе через месяц, куда ее выставила жена первого покупателя картины. Редкая находка уже принесла Элизабет Гибсон 15 тысяч долларов в качестве благодарности от владелицы картины, она также получит процент от суммы, вырученной на аукционе.


Несколько волос с головы Че Гевары, карта, которая помогла рейнджерам выйти на следы скрывавшегося в боливийских джунглях революционера, а также радиограммы, отправленные им своим сообщникам, могут принести больше ста тысяч долларов одному из участников операции по уничтожению Че Гевары и его группы. Американец кубинского происхождения Густаво Вийольдо был связным ЦРУ, он принимал участие в преследовании отряда боевиков во главе с Че Геварой. После завершения операции он срезал прядь волос с головы мертвого революционера, снял отпечатки его пальцев в качестве доказательства гибели человека, который угрожал революционными потрясениями всей Латинской Америке. Попытка сделать деньги на волосах легендарного революционера вызвала бурное негодование поклонников Че Гевары и его вдовы, обвинивших бывшего агента ЦРУ в попытке осквернить память о революционере. По словам представителя продавца, ему попросту не нравится превращение Че Гевары, человека, которого он считает бандитом и убийцей, в святыню, и ему кажется естественным интерес к этим реликвиям со стороны коллекционеров.


Неконтролируемые пожары в Калифорнии стали причиной небывалой даже для штата, привыкшего к подобным бедам чрезвычайной ситуации. Число беженцев, вынужденных покинуть свои дома из-за безостановочного наступления огня, по некоторым данным, приближается к миллиону. Пока эвакуация проходит на редкость организованно. Число жертв, к счастью, минимально.


С подробностями – Ян Рунов.



Ян Рунов: Из полутора десятков крупных пожаров удалось установить причины только двух: в Малибу ветром была сбита линия электропередач и загорелись провода, а в округе Орендж имел место поджог. Только из Сан-Диего эвакуировано более полумиллиона жителей. А всего свои дома в Южной Калифорнии покинуло более 750 тысяч человек. Эвакуированными заполнены школы, общественные центры, клубы. Количество людей, скопившихся на центральном стадионе Сан-Диего «Виаком» временами достигало 20 тысяч. Автомобильные стоянки торговых центров забиты автомобилями, в которых ночуют беженцы.


Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер назвал пожары на юге штата трагедией.



Арнольд Шварценеггер: Мы стали жертвой трагедии. Полыхают 16 крупных пожаров, более 6 тысяч пожарных ведут борьбу с огнём. На данный момент сгорели 1300 домов. Ещё 68 тысяч домов находятся в опасности.


Нам очень не повезло: засуха, жара и сильный ветер – это идеальная ситуация для пожара. Местные власти, власти штата и страны координируют действия. Я несколько раз говорил с президентом Бушем. Он объявил чрезвычайное положение в штате. Это означает, что нам будет оказана федеральная финансовая помощь, что очень важно. Когда я смотрю на сгоревшие дома, сердце сжимается. Я понимаю, что люди много лет собирали деньги, купили, наконец, собственный дом, обставили его, и вдруг за несколько часов всё это исчезло. Мы должны сделать всё возможное, чтобы помочь им встать на ноги как можно быстрее.



Ян Рунов: Адриан Мур, директор калифорнийского исследовательского Института общественной политики считает, что власти Калифорнии не повторят ошибок, допущенных властями Луизианы во время и после урагана «Катрина».



Адриан Мур: Вряд ли будут допущены те же ошибки потому, что у нас пожары происходят почти каждый год. Правда, не такие сильные, как на этот раз. «Катрина» была для Нового Орлеана более неожиданной: ни власти, ни население не были готовы к стихии. Там было довольно много погибших, было мародёрство, грабежи... В Калифорнии всего этого нет. В Малибу, где немало вилл и поместий голливудских звёзд, дома сгорают каждые пять-десять лет. Но жители восстанавливают старые или строят новые дома на том же месте. Они не считают, что это не самое лучшее место для дома.



Ян Рунов: Хотя пожары ещё продолжаются, уже сейчас говорят, что это самая страшная огненная стихия в истории Калифорнии.


XS
SM
MD
LG