Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. 100-летие отеля "Адлон" в Берлине


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Никита Татарский: В эти дни в Берлине отмечалось 100-летие самого знаменитого в городе отеля «Адлон», в котором гостили короли, президенты и кинозвезды разных стран и эпох. 100 лет жизни отеля – крупная дата, вместившая в данном случае две мировые войны, оккупацию, построение и падение Берлинской стены и воссоединение Германии.



Юрий Векслер: Самое интересное в «Адлоне» - это, конечно, его история. Звучит песенка Марлен Дитрих про бульвар Унтер ден Линден и парижскую площадь, на стыке которых и стоит отель. Итак, 100 назад в Берлине открылся отель, ставший вскоре самым известным адресом Германии, ее визитной карточкой, - «Адлон». В стенах Адлона приклоняли головы к подушкам многие сильные мира сего...


О юбилейных торжествах рассказывает пресс-секретарь отеля Сабина Хельд.



Сабина Хельд: Сегодня, 29 октября, - заключительные мероприятия юбилея. Уже было много разнообразных вечеров с демонстрацией как исторических и культурных, так и кулинарных достижений отеля. Сегодня в первой половине дня – официальная торжественная церемония, а вечером – бал.



Юрий Векслер: Хотя «Адлон, наверное, не единственный в мире отель, который открывался дважды, но наверняка единственный, который оба раза открывали главы государства. Первый раз 23 октября 1907 это сделал кайзер Вильгельм Второй, который всячески помогал известному гастроному, ресторатору и владельцу отелей Лоренцу Адлону в осуществлении его честолюбивого замысла – построить отель, который устроил бы самого претенциозного гостя. Вильгельму идея пришлась по вкусу: подобные отели «люкс», резиденции для высоких гостей уже были в Париже и Лондоне, и кайзер, гостивший в них, хотел, чтобы Берлин, что называется. переплюнул французов и англичан. Отель, который Адлон строил на собственные деньги, обошелся ему в 20 миллионов золотых марок – невиданная в те времена сумма. Для сравнения скажу, что главный берлинский собор стоил 11, 5 миллионов. Но кайзер сразу же после открытия отеля стал делать «Адлону» рекламу. Утверждают, что он всегда говорил в конце первого приема равных ему по величию глав других государств, с которыми он был в дружбе, примерно следующее: «Детки, вы все можете оставаться у меня в замке, но здесь постоянно холодно и дует, и в некоторых ванных комнатах не всегда течет горячая вода. Поселитесь у Лоренца Адлона. Получите массу удовольствия».


Среди друзей Вильгельма до Первой мировой войны был и русский царь Николай Второй. Существует, как сказали бы сегодня, байка о посещении царем «Адлона» как достопримечательности Берлина во время визита в 1913 году. Хозяева «Адлона» столкнулись с трудностью: в этикете русского двора не было предписаний, касаемых лифта в здании. И «адлонцы» мучились вопросом: как царь должен быть поднят на лифте на надлежащую высоту в соответствии с высотой его положения? Должен ли он подниматься один или с сопровождением, и если да, то кто тогда должен его сопровождать? Равным ему был только сам кайзер. В результате от лифта отказались и Николаю показали только два этажа.


В «Адлоне» первые дни эмиграции провела семья никому в Берлине неизвестных Набоковых. А среди самых именитых гостей отеля до прихода нацистов к власти были Эдиссон, Эйнштейн и Чаплин, будущий личный враг Гитлера, которому при входе в «Адлон» немецкие поклонницы оборвали почти все пуговицы. Пришедшие к власти в 1933 году нацисты, которые маршем прошли через Бранденбургское ворота мимо «Адлона», здание не любили, им претил культивировавшийся изначально и остававшийся в отеле европейский дух открытости. Нацисты не знали, что с этим делать, и запретили в ресторане «Адлона» употребление французских названий блюд. «Адлон» простоял всю войну, в него чудом не попала ни одна бомба, но в начале мая 1945-го, по одному свидетельству, советские солдаты забрались в винный погреб и бросили там непогашенную папиросу, угодившую на древесную стружку, - и отель почти полностью сгорел.


Власти ГДР, которые здание не ремонтировали, но разместили в нем техникум-интернат, а когда здание окончательно обветшало, в 1984 году снесли его. Но вскоре пала берлинская стена, и на старом месте построили новый «Адлон». Второй «Адлон», как и первый, открывал в 1997 году глава государства - президент Германии Роман Херцог.


У меня с новым «Адлоном» уже связано несколько личных воспоминаний. Там во время празднования 10-летия падения стены я брал интервью у Мстислава Ростроповича, высказавшего тогда мысль, применимую ко всем персонажем истории «Адлона», да и истории вообще.



Мстислав Ростропович: Вы знаете, у каждого человека есть какая-то предначертанная роль. Когда он, может быть, сам не знает, что он делает, он играет определенную роль в истории.



Юрий Векслер: Ныне центром Берлина, как и до войны, снова стал район бульвара Унтер ден Линден (что означает «под липами»), и «Адлон», как и 100 лет назад – снова в центре событий и всеобщего внимания.


XS
SM
MD
LG