Ссылки для упрощенного доступа

Акция памяти на Лубянской площади в год 70-летия большого террора


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Карэн Агамиров.




Александр Гостев: Сегодня в Москве на Лубянской площади у Соловецкого камня в преддверии 30 октября, государственного Дня памяти жертв политических репрессий, в год 70-летия большого террора, правозащитное общество "Мемориал" организовало акцию памяти расстрелянных. С 10 утра и до 10 вечера, сменяя друг друга, участники акции зачитывают их имена, фамилии, возраст, профессию и дату казни.




Карэн Агамиров: Возвращение имен… В 1937-1938 годах только в Москве расстреляно более 40 тысяч человек, а всего в СССР за этот период по политическим обвинениям было казнено 725 тысяч.


Выставлены стенды с фотографиями погибших и воспоминаниями уцелевших родных.


Ланде Ефим Зосимович. Родился в 1898 году. Расстрелян 29 июля 1937-го.


«И вот начались чистки. И вот надо же, в Госбанке работал этот Харин, который в бытность Троцкого был его секретарем. Отец стал его защищать, что он тут не при чем - он работал всего лишь секретарем, вреда не приносил. И это стоило отцу жизни».


Николай Иванович Левченко. Казнен 25 апреля 38-го.


«Мы его ждали. Напекли его любимых пирожков. С тех пор, когда кто-то должен приехать, мы ничего не печем».


Спрашиваю уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина.


В России это не повторится?



Владимир Лукин: Этого я вам не могу сказать. Вот если мы будем постоянно читать имена павших, изучать это время, честно и без всякого розового такого глянца, тогда шансов меньше, конечно.



Карэн Агамиров: Независимый депутат Государственной Думы России Владимир Рыжков не так оптимистичен.




Владимир Рыжков на Лубянской площади

Владимир Рыжков: У нас есть политзаключенные, у нас есть система пыток в тюрьмах, у нас есть система фабрикации дел. В этом смысле мы мало, куда ушли от 37-го, 38-го года. К счастью, нет массовых арестов, массовых расстрелов. Но кто даст гарантию, что они невозможны? Поэтому эта акция очень важна, она напоминает, она требует, она предостерегает.



Участница акции: Было бы хорошо, чтобы больше не возвращалось. Это ужас. Я, когда писала, искала все про папу, я падала. Когда увидела эту бумажку, где расстреляны, расстреляны, расстреляны... и я хлопнулась. Ужасно.



Карэн Агамиров: Акция памяти в понедельник в столице у Соловецкого камня на Лубянской площади.


XS
SM
MD
LG