Ссылки для упрощенного доступа

Партии «мочат для порядка»


В регионах СПС подвергается давлению со стороны местных администраций
В регионах СПС подвергается давлению со стороны местных администраций

Партия «Союз правых сил» заявляет, что на нее оказывается давление перед выборами. В регионах произошло немало неприятных инцидентов. К примеру, в Красноярском крае по решению избиркома был изъят тираж предвыборной газеты СПС. В Краснодаре одного из лидеров партии, Бориса Немцова во время презентации книги забросали мукой.


По мнению эксперта Независимого института выборов политолога Александра Кынева, давление на СПС действительно существует: «Кампания [развернутая против партии] является достаточно массовой. Например, листовки, что СПС якобы приглашает на работу ВИЧ-инфицированных, отмечены по всей стране: в Красноярске, в Томске, в Ленинградской области и так далее. В абсолютно разных географических зонах [появляются] совершенно однотипные материалы, очень похожие на те, которые были весной на выборах в заксобрания. Начинаются изъятия распространяемых газет. Например, в Перми и Красноярске инциденты, связанные с запретом на распространение печатного издания под названием “Проблема номер один”, которую распространяли региональные организации СПС. Я уже не говорю об инцидентах, связанных непосредственно с Борисом Немцовым: его книгу [публично] сожгли в Москве. Когда Немцов ездил во Владивосток, то помещение, где у него была встреча, залили фенолом.


Таких больших и маленьких пакостей в регионах довольно много и это в принципе продолжает ту стратегию, которая реализовывалась весной [во время выборов в региональные законодательные собрания]. Как мы знаем, была совершенно скандальная ситуация в Дагестане, в Московской области, и в Ленинградской области. По сути дела, можно говорить о том, что результаты были сфальсифицированы. Например, в той же Ленинградской области первоначально СПС, как известно, преодолевал 7-процентный барьер, а на потом на нескольких участках пересчитали голоса, часть бюллетеней записали в недействительные, и получилось, что они получили 6,997%. Этого оказалось недостаточно для прохождения в парламент. Говорить о том (когда примеров так много), что это все частные случаи, не приходиться. Это спланированная кампания».


СПС посягнул на территорию «Единой России»


Отвечая на вопрос, кем спланирована кампания против СПС, Александр Кынев заметил, что ее широта и изобретательность - от провокационных листовок до использования для задержания агитаторов представителей правоохранительных органов - невозможны без использования административного ресурса. Следовательно, речь идет о тех, кто обладает властью.


Что же касается вопроса «кому это выгодно», то, по мнению Александра Кынева, в политическом смысле от кампании против СПС выигрывает в первую очередь «Единой России». Проблема заключается в том, что партии начали соперничать за одних тех же избирателей.


Так, руководитель предвыборного штаба СПС Антон Баков работает с избирателями по месту жительства и, что немаловажно, в сельской местности. Но для партии власти село является зоной «почти тотального господства». Об этом говорит и федеральная статистика - за последние годы (особенно ярко это видно по результатам выборов в региональные думы) почти во всех регионах голосование за «Единую Россию» в сельских районах и малых городах было наиболее высоким. В то время за оппозицию больше всего голосовали региональные центры, то есть крупные города.


По мнению Александра Кынева, партия власти сознательно избрала стратегию, которая работала на максимальное повышение явки в сельской местности и на ее снижение в городах. Придя в сельскую местность, где доминирует «Единая Россия», СПС фактически «покусились на того избирателя, который в современных условиях является для "Единой России" базовым».


Александр Кынев считает, что именно этим конфликтом были вызваны акции последнего времени, направленные против правых. В то время как подобного рода провокации для жителей городов «выглядят, как красная тряпка, потому что они очевидны и вызывают только раздражение», неискушенный житель сельской глубинки принимает за чистую монету листовки, что СПС нанимает на работу больных СПИДом.


Очевидно, что все это происходит с одобрения действующей власти, которая стремится иметь полностью подконтрольный парламент. В нынешних условиях внесистемной оппозиции практически нет; по крайней мере, группы типа «Другой России» или НБП не имеют политического статуса и находятся вне рамок легального политического поля. Но даже в самом легальном поле власть стремится иметь максимально послушную, управляемую структуру. И все, что хоть как-то отходит в сторону от этого шаблона, «искусственным путем загоняется в гетто».


Власти начинают оказывать давление на любую партию - конкурента «Единой России»


По оценке Александра Кынева, за последнее время, во всяком случае, в последний месяц, от таких кампаний больше всего страдали СПС и «Справедливая Россия». Однако, как считает аналитик, кампания против «эсеров» стала спадать: власти не хотят допустить создания двухпартийного парламента, состоящего только из коммунистов и единороссов. Политолог не исключил, что давление на КПРФ в этой ситуации начнет набирать обороты: «Я думаю, что в ближайшее время мы увидим кампанию против коммунистов, потому что коммунисты за последние месяцы, особенно в условиях борьбы с "эсерами", очень резко усилились, они ведут очень качественную кампанию в целом ряде регионов, и уже начинают возникать опасения, что они получат больше, чем им заранее было отведено по кремлевским сценариям», - сказал Александр Кынев.


Между тем, дело не столько в желании власти создать максимальный приоритет «Единой России», сколько в ее стремлении удержать существующую политическую систему в целом: «Это делается в интересах власти,- говорит эксперт. - Чиновников не надо переоценивать. Чиновники всегда склонны выполнять максимально простые и четкие приказы. Любые сложные схемы очень тяжело транслируются по вертикальным каналам. Вертикаль у нас способна выполнять максимально четкие приказы: “этих мочить, этих поднимать”. И когда начинают выполнять приказ, никто не думает о том, что во всем должна быть мера. Есть некий сценарий, который на этих выборах реализуется, и всех участников кампании пытаются различными методами держать в рамках тех ниш, которые им определены».


Однако, по мнению политолога, не все потеряно: есть примеров (особенно на последних региональных выборах), когда все равно последнее слово остается за избирателем, когда люди все равно голосовали по-своему и вовсе не за тех, за кого было заведомо предначертано по тому или иному плану: «я думаю, что на федеральных выборах есть шанс, что результат будет отличаться от неких умозрительных построений каких-то технологов».


XS
SM
MD
LG