Ссылки для упрощенного доступа

Москва направила в ОБСЕ список запретов на деятельность ее представителей


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Ирина Лагунина.



Андрей Шарый: В Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, похоже, с недоумение изучают текст приглашения из России с предложениями о регламенте работы иностранных наблюдателей на выборах в Государственную Думу. Этот направленный в Вену из Москвы документ содержит, как отмечают независимые эксперты, фактически список запретов на деятельность представителей ОБСЕ. Кроме того, он направлен непозволительно - вопреки практике этой организации и международной практике - поздно. В странах с демократической системой и свободными выборами с такими действиями международные наблюдатели не сталкиваются. В Вену, в штаб-квартиру ОБСЕ звонила моя коллега Ирина Лагунина.



Ирина Лагунина: Офис демократических институтов и прав человека - орган ОБСЕ, проводящий мониторинг выборов, обычно получает до 40 приглашений в год. Отбираются только те, куда есть смысл направлять наблюдателей. Именно поэтому, получив от Москвы столь позднее и столь ограниченное приглашение, глава этого органа, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, австрийский посол Кристиан Штрёхал заявил, что будет решать, имеет ли смысл присутствие наблюдателей на парламентских выборах в России и смогут ли они выполнять свою миссию профессионально. Обычно приглашения направляются в ОБСЕ за три месяца до дня голосования. И никто до России никогда не пытался ограничить число наблюдателей. Но могут ли в принципе 70 наблюдателей оценить процедуру волеизъявления в России и ее соответствие демократическим нормам и стандартам? С этим вопросом я обратилась к Урдур Гуннарсдоттир, представителю Офиса демократических институтов и прав человека ОБСЕ:



Урдур Гуннарсдоттир: Для нас вопрос о численности - не единственный. Мы проводили мониторинг выборов и меньшим, чем 70, числом наблюдателей. Так что речь идет не о размере миссии, речь идет также о времени приглашения и уровне сотрудничества. Приглашение пришло поздно. Мы должны оценить, что мы можем сделать в такое короткое время и с таким небольшим числом наблюдателей. Надеемся, что мы сможем в ближайшее время объявить наш план.



Ирина Лагунина: Вы сказали, что сталкиваетесь с подобными ограничениями в первый раз. Но многие авторитарные режимы на территории бывшего СССР не хотят постороннего взгляда на выборах. Неужели никто не пытался ограничить количество наблюдателей? Неужели даже Белоруссия не пыталась?



Урдур Гуннарсдоттир: Нет, она не пыталась ограничить число наблюдателей. Были некоторые проблемы в последний момент, например, с визами. Но ограниченное приглашение, какое направила Россия, прецедентов не имеет. А язык ОБСЕ, ее нормы, процедуры весьма четкие и понятные: если страна направляет приглашение прислать наблюдателей, то это открытое приглашение. Мы на сегодняшний день приняли более 150 приглашений, и все они не ограничены.



Ирина Лагунина: Что значит, что вы приняли более 150 приглашений?



Урдур Гуннарсдоттир: Это значит, что мы провели мониторинг более 150 выборов. А приглашений было в два, если не в три раза больше. Но мы не можем проводить мониторинг всех выборов, на которые нас приглашают.



Ирина Лагунина: На странице Офиса демократических институтов и прав человека ОБСЕ на данный момент выставлены окончательные отчеты о выборах в Казахстане и Бельгии и предварительный отчет о выборах в Украине. Отчеты о выборах в Польше и в Швейцарии пока не готовы. Еще есть сообщение о том, что офис разместил небольшую миссию в Хорватии, где парламентские выборы состояться 25 ноября. Возглавляет эту миссию из 20 наблюдателей гражданин России. Однако та же Россия на прошлой неделе распространила в штаб-квартире ОБСЕ в Вене предложение ограничить мандат наблюдателей: они, дескать, должны следить только за техническими аспектами выборов, и воздерживаться от политических оценок. Предложение должно быть рассмотрено на совете министров стран-участниц ОБСЕ в Мадриде в самом конце ноября - за три дня до российских парламентских выборов. Когда страны не хотят, чтобы за ходом выборов наблюдали посторонние глаза, - а я подозреваю, что такие случаи были, - что они делают? Какова наиболее распространенная практика поведения?



Урдур Гуннарсдоттир: Очень-очень редко государства-члены ОБСЕ не приглашают наблюдателей на выборы. Дело в том, что, вступая в ОБСЕ, страны принимают на себя обязательство допускать международный мониторинг. По-моему, Туркменистан однажды нас не пригласил и еще один случай - Югославия во времена Слободана Милошевича. Но, повторяю, это случается исключительно редко, это нечто такое, с чем мы явно каждый день не сталкиваемся.



Ирина Лагунина: Мы беседовали с представительницей Офиса демократических институтов и прав человека ОБСЕ Урдур Гуннарсдоттир. В эту организацию входит 56 стран.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG