Ссылки для упрощенного доступа

Телеканалу "Культура" исполнилось 10 лет: беседа с телекритиком Анной Качкаевой


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Анна Качкаева.



Андрей Шарый: Сегодня исполнилось 10 лет со дня выхода в эфир российского телеканала "Культура". Об этом юбилее, о месте, которое программы телеканала "Культура" занимают на российском телевидении сегодня, я говорил с телекритиком "Свободы" Анной Качкаевой.



Анна Качкаева: Безусловно, когда телевидение становится тем, что распространяет культурные коды, и ничто другое уже не становится объектом культуры, то, конечно, к телевидению относишься серьезнее, чем когда бы то ни было. Поэтому значение канала, который со временем, к сожалению, превратился в удобную резервацию для всех тех, кто занимается коммерческим телевидением, трудно переоценить. Пусть у него три-четыре процента, как дают измерители, но тем не менее это качественная или, как говорят коммерсанты, премиальная аудитория.



Андрей Шарый: Анна, давайте вспомним события десятилетней давности, когда согласно решению тогдашнего президента Бориса Ельцина, по инициативе группы, ну, скажем так, интеллектуальных российских лидеров, в том числе академика Дмитрия Лихачева, создавался телеканал "Культура". Идея и ее воплощение - есть ли большая разница?



Анна Качкаева: Тогда, между прочим, беспокоились, чем станет этот канал и в очередной раз не будет ли использовать его власть после благополучной победы на выборах в 1996 году. Но, к счастью, к чести тех, кто создавал этот канал, к нему, кстати, имели отношение и тогдашние коммерсанты от телевидения, канал остался тем, что в Европе называют "общественно-культурным телевидением". Другое дело, что к нему всегда были претензии в том смысле, что культура - это не только классика, это не мумифицированные останки того, что навечно должно остаться в камне. Немножечко не хватало всегда ему современного дыхания. Хотя с приходом туда Александра Пономарева это ощущение наметилось. Тем не менее прорыва не произошло. Но даже то, что сейчас существует в рамках этого канала, безусловно, на порядки отличает этот канал от всего того, что мы видим на других каналах.



Андрей Шарый: Что такое сейчас канал "Культура"? Это распространитель культурного кода, как вы сказали, это музей культуры на телевидении, это заповедник какой-то либеральной свободной мысли для умных людей, что это?



Анна Качкаева: Это все то, что вы перечислили, может быть, в меньшей степени заповедник либеральной мысли, хотя талант на нынешнем телевидении - это тоже показатель некоторой либеральности, потому что он выбивается из общей унификации и серости, это, конечно, культурный код, это сохранение традиций, это имена, это язык и стиль. Дай-то Бог, чтобы у этого канала не было никаких проблем в будущем, как к трехлетию радио "Культура", мы знаем, появились эти проблемы у радийного клона.



Андрей Шарый: Культура российская выдерживает сравнение с большими международными или иностранными телевизионными проектами вроде ARTE , немецко - французского проекта?



Анна Качкаева: По идее, это похожие, конечно же, проекты, но не хватает российской культуре того, что называется современной включенностью в культуру не только российскую, но и мира, оглядывание не назад, а все-таки предугадывание будущего, работы с новым материалом.


XS
SM
MD
LG