Ссылки для упрощенного доступа

В Тбилиси сегодня пройдет акция оппозиции "Грузия без президента"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие лидер парламентской фракции "Демократический фронт" в грузинском парламенте Давид Зурабишвили.



Михаил Саленков: В Тбилиси сегодня запланирована акция оппозиции. На улицы выйдут до 100 тысяч человек. Об этом говорят организаторы. Митинг у здания грузинского парламента стихийно начался еще вечером. В столицу из регионов приезжают противники курса власти, оппозиция требует проведения досрочных парламентских выборов весной будущего года, в ходе которых намерена сменить нынешнюю власть и изменить внутреннюю и внешнюю политику Грузии. Оппозиционеры заявляют, что власти препятствуют прибытию их сторонников в Тбилиси. Об этом мне рассказал Давид Зурабишвили, лидер парламентской фракции "Демократический фронт" в грузинском парламенте.



Давид Зурабишвили: Ситуация у нас непростая, честно говоря. Что делается - это вообще переходит все границы. Ну, начнем с того, что запугивали шоферов, пытались отнимать права. Это еще цветочки были. Потом начали перекрывать дороги всякими "естественными" препятствиями. И так получилось, что очень много наших машин не смогли просто проехать. Но это абсолютная глупость, то, что сейчас делается со стороны властей. Все равно это невозможно остановить. Просто уличные разбойники, а не деятели государства.



Михаил Саленков: Давид, я так понимаю, что у вас немало требований будет на этой акции. А что вы бы выделили в качестве самого главного?



Давид Зурабишвили: Главное требование - чтобы правительство Саакашвили ушло. Мы предлагаем путь, как это можно сделать, мы предлагаем путь конституционный, правовой, путь выборов в конституционные сроки. То есть провести парламентские выборы не позднее апреля, потому что у нас в конституции написано, что парламент избирается на четыре года, а четыре года будет в конце марта. Саакашвили... большинство парламента внесли дополнения в конституцию и продлили на шесть месяцев срок полномочий парламента. Это вообще противоречит конституции, потому что продлить на шесть месяцев или на шесть лет - в принципе это одно и то же, никакого права никто не имеет. А чтобы ситуацию не усложнять и найти выход из ситуации, наверное, провести в апреле выборы или в конце марта, это самый лучший выход.



Михаил Саленков: Насколько я знаю, вы же обсуждали это с представителями ОБСЕ недавно.



Давид Зурабишвили: Да, мы обсуждали с представителями ОБСЕ, мы обсуждали эти вопросы и на встречах... в Тбилиси сейчас находится заместитель Кондолизы Райс, с ним тоже обсуждали эти вопросы. Мы надеемся, что они хоть скажут два слова Саакашвили.



Михаил Саленков: ОБСЕ и представители американского правительства поддерживают ваши требования?



Давид Зурабишвили: Они считают эти требования приемлемыми и нормальными. Дело в том, как на это посмотрит наше правительство и Саакашвили, что будет, как он будет реагировать. А он пытается, с одной стороны, не заметить, что происходит в стране… А в стране я такого консенсуса в отношении власти, негативного отношения никогда не видел. Я сам участвовал в так называемой "революции роз" очень активно четыре года назад, и, поверьте, сейчас очень много лидеров тогдашней оппозиции... мы все единодушны в том, что такого отношения не было тогда. Сейчас народа гораздо больше и гораздо более единодушно отвергают ту политику, внутреннюю политику, имеется в виду, в первую очередь, ту политику против собственного народа, которую ведет это правительство.



Михаил Саленков: Я так понимаю, что у вас есть претензии и к внешней политике.



Давид Зурабишвили: Претензии есть. Мы считаем, что, например, в отношении к России политика Саакашвили является не очень-то принципиальной, но очень некорректной. Мы за корректность и принципиальность в отношении и к России, и вообще, чтобы наша внешняя политика была принципиальной и корректной. То есть мы тоже за НАТО, мы тоже за Евросоюз, мы тоже за интеграцию, за то, что Грузия вышла из СНГ, но Саакашвили допускает очень грубые иногда выражения, некорректные высказывания, иногда переходит на радикальную риторику, но вместе с тем иногда делает существенные уступки, особенно в экономической стратегии. Мы за то, чтобы политика была предсказуемая, политика была принципиальной и корректной.



Михаил Саленков: Давид, ваша акция называется "Грузия без президента"...



Давид Зурабишвили: Да, это символически. Подразумевается, конечно, то, что мы за парламентскую республику. Мы считаем, что лучшая форма для Грузии - парламентское правление, парламентская республика. Ну, есть еще мнение, что у нас более подходит конституционная монархия, но в принципе это тоже парламентское правление в каком-то смысле. И не хотим президентской республики, чтобы у нас была у одного человека такая огромная власть. Это все подразумевает Грузию без Саакашвили, потому что он тоже президент. В нынешней нашей системе, которая больше похожа на российскую и на туркменскую систему, какой-то гибрид российской и туркменской систем сейчас у нас в Грузии, в такой системе у любого человека может начаться головокружение от власти, потому что огромная власть в руках президента, полномочия парламента гораздо меньше.



Михаил Саленков: Странная такая ситуация с Ираклием Окруашвили. Какое она влияние...



Давид Зурабишвили: Во-первых, здесь были нарушены все законы, потому что он находится под следствием, он не имел права по нашим законам уезжать не то что из страны, из города даже. То, что сделали сейчас… его поспешно забрали, посадили в самолет и послали в Мюнхен, потом в Париж, еще оставили заложниками его жену и ребенка, ну, я не знаю, только в советской системе были подобные прецеденты. После независимости я вообще ничего подобного не припоминаю.


Сейчас у нас оппозиция состоит из очень разных партий, которые в будущем, наверное, будут политическими конкурентами, но сейчас, когда надо такие важные вопросы, вопросы жизни и смерти практически грузинского государства, сейчас мы все здесь. Такого единства я не припомню тоже, только в начале национального движения в 1988-1989 было что-то подобное. И сейчас вот такое отношение тоже.



Михаил Саленков: Я видел еще один пункт в программе вашей акции - это освобождение политических заключенных.



Давид Зурабишвили: Конечно. К нашему стыду, уже появились даже узники совести. Это Ираклий Батиашвили, политический деятель, который арестован абсолютно ни за что. По-моему, он личный узник господина Саакашвили. Еще есть очень у нас... которые тоже арестованы по политическим мотивам.



Михаил Саленков: Давид, вот эта акция состоится, вы выскажете все свои претензии руководству страны. А что дальше?



Давид Зурабишвили: Дальше будет зависеть от самого правительства и Саакашвили, это зависит от них. Конечно, мы не собираемся прекратить свою борьбу, пока не добьемся своего, то есть добьемся демократических выборов и с помощью этих выборов заменим это правительство. Другой вариант мы не предусматриваем. В нашей стране никаких кровопотерь, никаких противоправных действий не будет. Все зависит от правительства.



Михаил Саленков: То есть все зависит теперь от решения правительства?



Давид Зурабишвили: Конечно.



Михаил Саленков: И президента лично?



Давид Зурабишвили: Да.


XS
SM
MD
LG