Ссылки для упрощенного доступа

Кто не боится генетически модифицированных продуктов?


Ирина Лагунина: Во Франции будет введен временный мораторий на выращивание генетически модифицированных культур – об этом заявил президент Франции Николя Саркози на экологическом форуме в Париже. Свое решение глава Франции объяснил тем, что безопасность трансгенов до сих пор не доказана. В Европе отношение к подобным продуктам не однозначное: с одной стороны, против них выступают экологи, с другой – европейское законодательство поощряет их создание. В России выращивание генетически-модифицированных организмов запрещено, однако российские потребители встречают на прилавках продукты с добавлением трансгенных компонентов. Часто производители не пишут об этом на упаковках. Рассказывает Любовь Чижова.



Любовь Чижова: Дискуссии вокруг безопасности трансгенных продуктов ведутся давно. Ученые ставили опыты на животных – крысы, которых кормили такими продуктами, в скором времени начинали болеть и умирали. Противники ГМП говорят, что они могут вызывать отравления, аллергические реакции, приводить к онкологическим заболеваниям. На людях такие опыты, естественно, не ставились, и научных данных о том, что трансгенные продукты опасны для человека, нет. Решение Николя Саркози о моратории на производство ГМ культур как раз и вызвано тем, что их безопасность до сих пор не доказана. Из Парижа передает корреспондент Радио Свобода Наталья Руткевич.



Наталья Руткевич: Генетически модифицированные продукты, т.е. продукты, созданные при помощи генной инженерии, давно стали предметом бурных споров во французском обществе. Все здесь знают об акциях проводимых знаменитым французским анти-глобалистом Жозэ Бовэ, который вместе со своими соратниками выкорчевывал трансгенную кукурузу. Многие французы поддержали его действия; ведь последствия от применения ГМО недостаточно изучены и, по мнению авторитетных ученых, их потребление может вызывать различные заболевания у людей.


С этими опасениями и связано решение, принятое президентом Франции Николя Саркози, о наложении моратория на продажу ГМП. Это решение было принято после консультации с экологами на проходившем на прошлой неделе в Париже форуме по вопросам окружающей среды.


Вот что заявил французский президент:



Николая Саркози: У нас остаются сомнения в том, насколько безопасны для здоровья ГМП. Специальный комитет, созданный при поддержке Еврокомиссии и наших ученых, будет работать над изучением таких продуктов, чтобы установить, несут ли они угрозу для здоровья человека. Пока у нас не будет полной уверенности в их надежности, на их продажу будет наложен запрет.



Наталья Руткевич: Новый закон об использовании трансгенных продуктов будет рассматриваться Нац. Собранием в январе будущего года. Однако французский мораторий уже вызвал недовольство Брюсселя. Как заявил комиссар ЕС по вопросам окр. среды Ставрос Димас, французский мораторий идет вразрез с европейским законодательством. Дело в том, что ЕС соблюдает в данном случае правила ВТО, которая поощряют создание и применение ГМО. Страны, вступившие в ВТО, должны открыть свои рынки для таких продуктов. Однако сопротивление ГМП растет не только во Франции, но и в других европейских странах. Брюссель оказался в затруднительной ситуации – на то, чтобы преодолеть это сопротивление ВТО дала Евросоюзу время до 21 ноября. Затем, если европейцы не откроют свои рынки для ГМП, страны, ими торгующие, такие как Канада, США и Аргентина, будут вправе требовать санкций.


Самым распространенным в Европе ГМП является т.н. кукуруза Монсанто. Во Франции плантации Монсанто занимают 22 тысячи гектаров.


При этом, по словам многих французских фермеров, оградить свои участки от проникновения ГМО фактически невозможно. Ведь пыльца с трансгенных растений переносится на соседние плантации; таким образом, меняется и природа традиционных культур. Жалобы фермеров поддерживает природоохранная организация Гринпис, которая полагает, что если ГМО не будут полностью запрещены, то проникновение их в окружающую среду станет необратимым.



Любовь Чижова: Согласно недавнему опросу, проведенному по заданию Еврокомиссии, в среднем по Евросоюзу страх к трансгенам испытывает 54 процента потребителей. Самыми «боязливыми» оказались киприоты – 88 процентов и греки – 80 процентов. Меньше всего трансгенных продуктов боятся голландцы. В Нидерландах опасным употребление такой пищи считает лишь 30 процентов опрошенных. Из страны, дружелюбной к трансгенам, передает наш корр-т в Бенилюксе Софья Корниенко…



Софья Корниенко: «Естественно, людям не нравится, что кто-то «химичит» с их картошкой, в особенности, если польза от этих экспериментов не очевидна. В любом случае, из споров вокруг биотехнологий мы должны вынести урок», - говорится в речи нидерландского министра сельского хозяйства, охраны природы и качества пищевой продукции Херды Вербурх, произнесенной на конгрессе Future Foods («Пища будущего»), который состоялся в голландском городе Вахенинген 11 октября. По словам министра, «Всё больше потребителей выбирают нетехнологичные продукты. Чего стоит стремительно растущая популярность пищевых продуктов кустарного, местного производства – лишь бы не возникало ассоциации с техническим прогрессом, и продукт прекрасно впишется в постмодернистские, ностальгические представления о деревне, распространенные среди горожан. Что мы можем сделать, чтобы преодолеть негативное отношение потребителя к техническому прогрессу в пищевой индустрии?» - спрашивает нидерландский министр сельского хозяйства, имея в виду, прежде всего, эмоциональное отношение потребителя к генмодифицированным продуктам, получившим прозвище Frankenstein Food («пища-Франкенштейн»). По мнению министра, решение проблемы в том, чтобы подробнее информировать людей о происхождении продуктов питания, объяснять азы их производства с самого детства. С этой целью в королевстве недавно прошла Week van de Smaak («Неделя вкуса»). Невежественность менее образованных потребителей в отношении простейших генетических механизмов поистине комична. Так, например, в ходе недавнего телевизионного опроса многие прохожие отказались попробовать яблоко, в котором, как им сообщил корреспондент, содержалась ДНК. «Мы никогда не пробовали яблоки с ДНК. Правда, мы не местные», - ответила одна пожилая пара. Тем временем, ученые из Университета города Вахенинген работают над созданием нового, голландского сорта яблока, для выращивания которого не потребуется больше использовать пестициды и который будет давать больший урожай. Доктор Хенк Схаутен, ответственный за выведение нового сорта, сказал в интервью телекомпании ЕО (Evangelische Omroep):



Хенк Схаутен: Мы делаем всё для того, чтобы создать такой сорт яблока, который не приносил бы вреда окружающей среде и был бы максимально привлекателен во всех отношениях. Тем самым мы также оказываем поддержку нидерландскому плодоводству, оно сейчас переживает не лучшие времена. Для плодоводства выгодно будет получить новую яблочную «расу».



Софья Корниенко : Особенно страдает голландское плодоводство от поражающего яблоки грибка Venturia inaequalis. Бороться с грибком можно с помощью скрещивания сортов яблок, однако на это уходят десятки лет.



Хенк Схаутен: В результате скрещивания, этот сорт яблока унаследовал один ген сопротивляемости грибку, но одного гена оказывается мало для противостояния болезни. Грибок мутирует и преодолевает барьер. Теперь мы хотим создать новый сорт, в котором было бы больше генов сопротивляемости, и грибок уже не смог бы ее преодолеть. Мы не можем добиться этого результата процедурой скрещивания, так как тогда нам придется ждать еще 50 лет.



Софья Корниенко : Первые генмодифицированные яблоки появятся в Голландии через пять лет. На прилавках страны уже несколько лет присутствуют такие продукты с трансгенами, как заправки для салатов, закуски к пиву, сливочное масло и йогурт с добавлением генмодифицированных крахмала и сои, а также мясо свиней, этой соей питавшихся. А на экспериментальном поле в том же Вехенингене выращивается кукуруза, которая, благодаря введенному ей гену бактерии, производит вещество, отпугивающее насекомых-вредителей. Активисты из организации «Гринпис» не отвергают экспериментов в лабораторных, изолированных условиях, но выступают против высаживания генмодифицированных культур на открытых участках земли, на полях, так как это уже превращается в эксперимент над экосистемой в целом. Гринписовцы надевают на побеги кукурузы целлофановые пакеты, чтобы предотвратить их дальнейшее взаимодействие с окружающей средой. Сара Схалк из нидерландского «Гринписа»:



Сара Схалк : В Европе этот сорт кукурузы разрешен, однако совсем недавно – в марте этого года было проведено исследование, результаты которого показали, что у крыс, питавшихся именно этим сортом кукурузы наблюдались отклонения в развитии печени и почек, а у крыс, питавшихся обыкновенной кукурузой отклонений не наблюдалось. Гринпис отнюдь не имеет в виду, что нам всем теперь грозит смертельная опасность. Просто мы считаем, что европейские чиновники и прочие серьезные люди – такие, как ученые из университета в Вахенингене, должны сказать: «Стоп! Раз опубликованы такие результаты, не стоит ли провести дополнительные исследования?»



Любовь Чижова: О ситуации с генетически-модифицированными продуктами в России я побеседовала с руководителем генетической компании «Гринпис в России» Натальей Олефиренко.



Наталья Олефиренко: По российскому законодательству в России не разрешено производство генетически модифицированных организмов. Та проблема, с которой столкнулись в европейских странах, выращивание ГМО, у нас пока отсутствует. Разрешено использование в пищевой индустрии около 15 сортов трансгенных растений. Но проверки продуктов питания показывают, что из этих 15 сортов в лучшем случае два или три только реально можно встретить на нашем рынке. Другого производства, как то генетически модифицированные животные, в России, конечно, нет. И слава богу, российское законодательство здесь защищает и интересы потребителей, и состояние нашей окружающей среды.



Любовь Чижова: В каких продуктах россияне могут встретить генетически модифицированные компоненты?



Наталья Олефиренко: В первую очередь это продукты, где животный белок может быть заменен на растительный белок, это продукты соесодержащие. Среди прочих могут быть колбасные изделия, кулинарные изделия, консервы, продукты детского питания, часто в кондитерских изделиях используют концентраты. Так же часто говорят о том, что все кукурузосодержащие продукты могут потенциально быть источники генетически модифицированных источников. Но наши проверки, я имею в виду проверки общественных организаций, Гринпис в том числе, показывают, что таких трансгенных продуктов на российском рынке практически нет.



Любовь Чижова: А как узнать, содержит ли какой-то продукт компоненты генетически модифицированные или нет? Всегда ли производитель пишет об этом на упаковке?



Наталья Олефиренко: Производитель никогда не пишет на упаковке, что продукт содержит генетически модифицированный источник. Причин несколько. Во-первых, большинство производителей бывают не в курсе, содержится ли в сырье, которое они закупают, генетически модифицированные источники. Может быть даже намеренно покупают генномодифицированное сырье, они стараются не писать, потому что любая такого рода надпись приведет к тому, что продукт не будет реализован или продан. В России сложилось очень резко негативное отношение к генномодифицированным продуктам, и большинство потребителей пытаются избежать использования таких продуктов.



Любовь Чижова: По словам Натальи Олефиренко, уже 3 года Гринпис выпускает специальные справочники для потребителей, интересующихся содержанием ГМИ в продуктах. Эти данные составляются по опросам самих компаний-производителей и по результатам выборочных проверок продуктов, которые проводит «Гринпис» и «Роспотребнадзор.» Эти книжечки пользуются большой популярностью.


XS
SM
MD
LG