Ссылки для упрощенного доступа

Международные наблюдатели продолжают оценивать предвыборную ситуацию в России


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Александр Гостев: Российские власти будут пускать международных наблюдателей на предстоящие думские выборы по-новому. Отечественные же наблюдатели теперь могут быть только партийными. О проблемах наблюдения за парламентской кампанией этого года мы говорим в прямом эфире с моим коллегой Данилой Гальперовичем.


Данила, здравствуйте. Пожалуйста, вам слово.



Данила Гальперович: Добрый вечер. Слухи о том, что с наблюдением на выборах в Госдуму в этом году будет как-то не так, как было раньше, появлялись и до пресс-конференции Владимира Чурова, где он обнародовал некоторые цифры тех, кого Россия пригласила наблюдать за думскими выборами 2007 года. Но на этой самой конференции председатель Центральной избирательной комиссии России буквально подтвердил те опасения, которые раньше как слухи публиковались в газетах.



Владимир Чуров: Центральная избирательная комиссия пригласила бюро по демократическим институтам и правам человека (ДИПЧ ОБСЕ), наш старинный партнер. Мы предложили им сформировать миссию в количестве до 70 человек. Такую же миссию предложено сформировать исполнительному комитету СНГ, то есть государствам СНГ, миссии в пределах около 30 человек, как это бывало и ранее, приглашены к формированию Межпарламентская Ассамблея СНГ, Шанхайская организация сотрудничества, Парламентская Ассамблея организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Таким образом, структуры ОБСЕ в целом приглашаются в количестве до 100 человек. Парламентская Ассамблея Совета Европы тоже до 30 человек. Северный совет приглашен Государственной Думой, небольшая делегация, миссия наблюдения примерно 3 человека. Таким образом, мы ожидаем в случае согласия наших партнеров прибытия примерно 330-350 международных иностранных наблюдателей.



Данила Гальперович: Журналистам сразу же вспомнились слова другого председателя Центральной избирательной комиссии России, предыдущего, Александра Вешнякова, когда он в 2003 году говорил, что на выборы были аккредитованы более тысячи наблюдателей. Эти слова подтвердил Владимир Чуров.



Владимир Чуров: Четыре года назад было аккредитовано 1168 иностранных, они же международные наблюдатели.



Данила Гальперович: Таким образом, действительно число международных наблюдателей, которые будут аккредитованы на выборах в Государственную Думу, уменьшилось более чем в три раза. Очевидно, что сразу же Владимиру Чурову был задан вопрос, почему так и не скажется ли это на признании Западом выборов легитимными.



Владимир Чуров: В Центральной избирательной комиссии работает, как вы знаете, 15 членов с решающим голосом и примерно чуть более 200 сотрудников аппарата. Обеспечить нормальную работу, в том числе и качественную работу более чем тысячи международных наблюдателей было бы затруднительно. Вы мне объясните, пожалуйста, в каком международном документе или в нашем внутреннем документе написано, что легитимность выборов зависит от числа международных наблюдателей.



Данила Гальперович: Но дело не только в числе, дьявол еще и в деталях. Дело в том, что из тех организаций, которые Владимир Чуров назвал приглашенными на эти выборы, примерно поровну тех, кто благоволит к российским властям и вообще выборам в странах бывшего СССР, в частности это наблюдатели от Межпарламентской Ассамблеи СНГ, вообще от СНГ, от самых разных стран, скажем так, с востока от России, из бывшего Советского Союза, и тех, кто относятся с критическим вниманием к выборам, то есть наблюдательная миссия ОБСЕ и так далее. При таком раскладе, при таких цифрах, благожелательно относящихся и внимательно смотрящих на выборы, будет примерно поровну, что, по мнению многих наблюдателей, даст возможность России сослаться на то, что, ну что же, мнения были разные, но выборы в целом прошли хорошо. Но уже есть международная реакция, руководитель комиссии по регламенту ПАСЕ, швейцарский парламентарий Андреас Гросс удивлен урезанием количества наблюдателей ассамблеи на одну четверть, о чем он сказал в интервью Радио Свобода.



Андреас Гросс: Мы уже выразили свое разочарование этим шагом, но по-прежнему надеемся на то, что окончательного решения еще не принято. На следующей неделе в Братиславе состоится заседание Бюро ассамблеи ПАСЕ, на котором мы еще раз обсудим этот вопрос с нашими российскими коллегами. Я думаю, что в предстоящих парламентских выборах в России и так много проблем и не стоит добавлять к ним еще одну проблему, совершенно ненужную. Отношения ПАСЕ и России могут быть испорчены, если российские ответственные лица не пустят на выборы столько наблюдателей, сколько ассамблея захочет послать. Мы посылали 40 человек в Турцию, чуть больше в Азербайджан, это не та цифра, которая может унизить Россию.



Данила Гальперович: Очевидно, что примерно такая же реакция последует и от ОБСЕ, которая, насколько я знаю, вообще рассматривает возможность об отсылке своей делегации наблюдателей на эти выборы и пока еще не пришла к положительному решению. Еще стоит добавить, что Соединенным Штатам, ни одной из двух организаций, которые обычно оттуда приглашаются, никакие приглашения пока не направлены.


А что с российскими наблюдателями? Руководитель российского Центра обучения избирательным технологиям Александр Иванченко, бывший тоже, кстати, председателем Центризбиркома, доказывает, что статус общественных наблюдателей на участках независимых, то, что они там будут отсутствовать, это признак взросления политической системы.



Александр Иванченко: Впервые эту избирательную кампанию мониторят, наблюдают за ее ходом исключительно наблюдатели от политических партий. То есть тех субъектов, которые и участвуют, собственно говоря, в этой избирательной кампании. Общественные наблюдатели не имеют в эту избирательную кампанию официального статуса для того, чтобы они осуществляли наблюдение в день голосования. Но я бы подчеркнул, что мы перешли в другую качественную форму мониторинга или наблюдения за избирательной кампанией вместо, знаете, такого опыта первых избирательных кампаний 93-го, 95-го года, когда достаточно было прийти на избирательный участок, написать заявление, что я буду наблюдать вашу работу, получить этот статус и наблюдать за ходом голосования. Мы перешли к профессиональному мониторингу, профессиональному наблюдению за ходом избирательной кампании, прежде всего, политическими партиями.



Данила Гальперович: Надо сказать, что, конечно, в этой ситуации, когда число и иностранных, и внутренних наблюдателей будет серьезно сокращено, то не исключено, что и возможности их будут урезаны. Так или иначе, скандал с наблюдением пока можно назвать именно скандалом.


XS
SM
MD
LG