Ссылки для упрощенного доступа

Расширение музея Прадо в Мадриде


Ирина Лагунина: Мадридский музей Прадо получил на прошлой неделе новые помещения. Дополнительные залы одной из самых известных в мире картинных галерей вместили экспозицию картин испанских художников 19 столетия, которые ранее хранились в запасниках. Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: Главный музей Испании, который существует уже почти двести лет, давно требовал реконструкции. В старом здании могла разместиться лишь восьмая часть его богатейшей коллекции картин. Кроме того, в Прадо постоянно царил хаос: часть залов отводилась под различные временные выставки, и картины основной коллекции то перевешивались, то вообще отправлялись в хранилище. Финансовые проблемы, как и традиционный испанский консерватизм не давали осуществить проекты реконструкции музея, появлявшиеся в последние десятилетия. Говорит директор Прадо Мигель Сугаса:



Мигель Сугаса: У нас вообще долгое время существовало некое сопротивление идее расширения музея. Считалось, что к святыне нельзя прикасаться, что все должно оставаться в первозданном виде. Вместе с тем, мы видели, как с 70-х годов прошлого века расширялись и модернизировались другие мировые музеи, приспосабливаясь к условиям современности. А у нас этот вопрос без конца откладывался. Не секрет, что со времен, когда в мире начали создаваться, в обществе произошли значительные изменения. Эти учреждения утратили свой камерный характер - их стали посещать миллионы людей. Отсюда задачи расширения, чтобы, во-первых, можно было показать как можно больше произведений, а во-вторых, принять как можно больше посетителей. Теперь у нас эта проблема решена.



Виктор Черецкий : В связи с важностью события на торжественной церемонии открытия новых помещений музея выступил и испанский король, как глава государства, и премьер-министр Испании. В своем выступлении король Хуан Карлос говорил о месте музея в испанской и мировой культуре:



Хуан Карлос: Сегодня мы особо горды тем, что у нас, испанцев, есть огромное культурное достояние, хранящееся в Музее Прадо. Именно это богатство позволяет называть нас нацией великой культуры. Мы располагаем уникальным наследием, которое отныне, благодаря расширению музея, люди смогут оценить во всем его разнообразии и блеске. Мы рады, что работы по расширению галереи завершены, работы, которые были непростыми и продолжались много лет. Но теперь Прадо, как одна из лучших и наиболее посещаемых в мире картинных галерей, получил достойные новые помещения.



Виктор Черецкий: Благодаря реконструкции, начатой в 2001 году под руководством испанского архитектора Рафаэля Монео, площадь выставочных помещений музея увеличилась на 50 процентов. Теперь она составляет 52.200 квадратных метров, что позволяет значительно расширить экспозицию постоянной коллекции и временных выставок. Стоимость работ составила 152 миллиона евро.


Говорит директор Мигель Сугаса:



Мигель Сугаса: Расширение музея позволило нам представить на обозрение публики картины, которые давно не выставлялись из-за нехватки помещения, но которые составляют ценнейшую часть коллекции. Речь идет о живописи 19 столетия. Кстати, сразу после открытия музея в 1819 году в нем выставлялись работы современных для той поры художников, в том числе работы Гойи. Так что, выставляя картины 19 столетия, мы как бы возвращаемся к истокам музея. И это правомерно, поскольку испанская живопись того времени отличается высочайшим художественным мастерством. Она должна присутствовать в залах наравне с другими шедеврами коллекции Прадо.



Виктор Черецкий: Архитектор Монео построил новое здание музея на развалинах некогда находившегося рядом с Прадо монастыря. «Прадо» означает «луг». Действительно в этой части Мадрида некогда находился луг, принадлежащий испанской короне. На нем и построили в конце 18 столетия по проекту архитектора Хуана де Вильянова здание музея. Но, правда, первоначально здесь планировалось разместить музей естественных наук, который должен был составить как бы одно целое с разбитым рядом ботаническим садом. Война с Наполеоном нарушила эти планы. Кстати, во время оккупации «Прадо» служил французам конюшней, а его свинцовая крыша была перелита на пули. Так что после изгнания захватчиков здание пришлось восстанавливать.


Что касается последнего расширения музея, то в новых помещениях разместилась не только коллекция живописи 19 столетия, но и реставрационные мастерские, актовый зал, библиотека с читальным залом, административные офисы, а также новое хранилище картин, которое располагается на трех подземных этажах здания. Архитектор Рафаэль Монео:



Рафаэль Монео: Мы руководствовались при осуществлении проекта поставленной перед нами задачей - освободить основное здание музея от второстепенных служб и административных функций и вернуть ему те функции, для которых он был открыт – демонстрировать шедевры живописи. Думаю, что это было главным в нашем проекте.



Виктор Черецкий: Реализация проекта растянулась на много лет, в частности, из-за проблем с финансированием. Но архитектора упрекали не только в расточительности: одно время строительство было заморожено по требованию некой общественной организации, заявившей, что новое здание повредит архитектурному ансамблю, сложившемуся вокруг Прадо.


Тем не менее, зодчему, кстати, одному из самых известных в Испании, удалось отстоять свой проект, называемый «кубом Монео», поскольку новое здание музея действительно имеет форму куба. Рафаэль Монео считает испанского архитектора 18 столетия Вильянуэву, автора главного здания «Прадо», гением и своим учителем. Поэтому он сделал все возможное, чтобы реконструкция не повредила первоначальному облику здания. Архитектор Монео:



Рафаэль Монео: Это был непростой проект. Все работы произведены нами позади музея, так что с фасада изменения даже незаметны. Главное было не нарушить существующую гармонию. И мне кажется, что мы справились с этой задачей.



Виктор Черецкий: Творчество испанского зодчего известно во всем мире. В Хьюстоне он построил Музеи искусств, в Стокгольме – Музей архитектуры, в Берлине - большой отель, в Амстердаме – здание мэрии, в Сан-Себастьяне – дворец Курсаль, где проводятся международные кинофестивали. Архитектор является лауреатом многих международных премий и профессором многих университетов мира. Его последнее творение высоко оценивает король Хуан Карлос:



Хуан Карлос: Монео смог прекрасно спланировать новые помещения, кроме того, его работа – ценный вклад в гармонию архитектурного ансамбля столицы. Архитектор выполнил поставленную перед ним задачу: он построил здание, отвечающее всем современным требованиям, предъявляемым к музеям. Его просторные залы наполнены светом. Творение Монео уже принадлежит к архитектурным шедеврам Мадрида. В музейном комплексе органически соединились классицизм прошлого и современная архитектура, которые представлены соответственно двумя зодчими - Вильянуэвой и Монео.



Виктор Черецкий: В музее Прадо - более 8 тысяч картин. Теперь постоянная экспозиция увеличится с тысячи до полутора тысяч полотен. Остальные картины по-прежнему будут находиться в хранилище или же экспонироваться в других музеях Испании.


Основу коллекции музея составили в свое время произведения из собрания испанских королей, ранее украшавшие дворцы Мадрида и его пригородов. Сегодня в музее можно увидеть работы, как западноевропейских художников, особенно итальянских и фламандских, так и испанских. Большую ценность представляют скульптуры и произведения прикладного искусства – гобелены, фарфор, ювелирные украшения.


Король Хуан Карлос, большой знаток и ценитель искусства, считает, что расширение музея Прадо – это вклад Испании в развитие мировой культуры, поскольку испанский музей принадлежит всему человечеству.



Хуан Карлос: Нынешнее расширение экспозиции музея усиливает его значение как одного из важнейших центров мировой культуры. Ведь его коллекция с самого своего зарождения включала работы лучших европейских мастеров. Именно это сделало его не только центром испанской, но и мировой живописи, великим достоянием испанцев и достоянием всего человечества.



Виктор Черецкий: Несколько столетий искусство Испании занимало особое положение среди художественных школ Европы, развиваясь под непосредственным патронажем короны и церкви. Величайшие художники Испании Веласкес и Гойя были официальными придворными живописцами. Два испанских венценосца - Карлос I и Филипе II - покровительствовали итальянцу Тициану, благодаря чему, кстати, Прадо ныне располагает прекрасным тициановским собранием.


Именно эти короли и сыграли решающую роль в истории нынешнего Прадо. Собственно, именно Карлос I, известный также под именем Карла V - императора Священной Римской империи, положил начало коллекционированию картин.


Премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро отметил вклад испанской короны в создание коллекции:



Х.Л.Родригес Сапатеро: Сегодня знаменательный день для Испании – для всех, кто любит искусство, как высшее выражение человеческой культуры и цивилизации. Коллекция Прадо, собранная испанскими монархами, почти два века назад стала принадлежать всем гражданам Испании. И они - испанские граждане - защищали свой музей от войн и других бед, которым он подвергался в течение веков. Расширение музея – это дар нашему народу, это дар мировой культуре.



Виктор Черецкий: Итак, коллекция музея собиралась еще за несколько веков до его создания. Правивший в 16 веке король Филипе II, оставшийся в истории как жестокий правитель, зверствами которого ужасался даже русский царь Иван Васильевич Грозный, был большим поклонником живописи. Ему музей обязан приобретениями картин кисти фламандских мастеров. Именно эта живопись более всего притягивала к себе короля.


Сегодня славу музея составляет итальянская, фламандская и испанская живопись. Среди мастеров итальянской школы, представленных в музее, помимо Тициана, следует назвать и Рафаэля. Жемчужина фламандского собрания - крупнейшая в мире коллекция картин живописца Босха, чья сумрачная фантазия заворожила Филиппе II. Он приобрел эти шедевры для своей резиденции-монастыря Эскориала под Мадридом.


В своем выступлении премьер Родригес Сапатеро перечислил шедевры Прадо:



Х.Л.Родригес Сапатеро: Миллионы людей на планете знают, что хранящиеся в нашем музее шедевры относятся к лучшим созданиям человеческого разума всех времен и народов. Миллионы людей, увидев картины Прадо, испытали чувство радости и, возможно, сделались чуть добрее и чувствительней к окружающей действительности. Я имею ввиду произведения Босха, Рембранта, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Дюрера, Эль Греко, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Мурильо, Гойи и других авторов. Сегодня мы можем видеть в музее больше их произведений, чем видели раньше.



Виктор Черецкий: Жемчужина Прадо – грандиозное собрание произведений испанской живописи. Три величайших мастера Испании - Эль Греко, Веласкес и Гойя - представлены в музее с максимальной полнотой. Среди картин Веласкеса наибольшей известностью пользуется «Семья Фелипе IV». Это не парадный, а скорее, камерный портрет королевского семейства, где мастерски использована игра с зеркальным отражением модели.


Через 250 лет Франсиско Гойя напишет семью другого короля - Карлоса IV, и этот портрет, где испанские Борбоны торжественно выстроились перед зрителем, также станет гордостью музея Прадо. Коллекция Гойи в Прадо насчитывает почти четыре десятка полотен и охватывает все периоды творчества живописца.


Ну а вот, что рассказывает директор Прадо Мигель Сугаса об экспозиции, размещенной в новых залах музея.



Мигель Сугаса : Речь идет примерно о ста картинах, которые представляют испанскую живопись 19 столетия. Открывается экспозиция с произведения Гойи, с недавно поступившего в музей рисунка, который художник создал в конце жизни, находясь в Бордо. Затем представлена живопись первой половины 19 столетия. Это работы художников-романтиков, последователей Гойи, таких как Эухенио Лукас или Леонардо Аленса.


В экспозиции особое место занимают большие полотна на тему испанской истории, к примеру, полотно «Завещание Изабеллы Католической» Эдуардо Росалеса. В просторных залах нового здания эти крупные работы смотрятся превосходно. Речь идет о таких полотнах, как «Расстрел Торрихоса» Антонио Жисберта, «Хуана Блаженная» Франсиско Прадильи и другие работы. Заканчивается эта экспозиция работами нашего самого известного мастера конца 19 столетия - Хоакина Соролья.



Виктор Черецкий: Ну а россиянам, которые посещают Прадо, всегда бросаются в глаза две картины – это портрет российского посла, посетившего Испанию в конце 18 века, Петра Ивановича Потемкина работы испанского художника Кареньо. А также портрет генерала Урутиа, работы Гойи. На груди генерала-испанца – одна награда – российский георгиевский крест, полученный за взятие Очакова, когда он помогал россиянам в войне с турками. Почему, имея десятки наград, Урутиа решил запечатлеть себя для истории только с российским орденом, искусствоведам пока не известно.


XS
SM
MD
LG