Программу ведет Арслан Саидов . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова .
Арслан Саидов : Координатор "Единой России" по национальной политике и взаимодействию с религиозными организациями Абдул-Хаким Султыгов предлагает возвести Владимира Путина в ранг национального лидера. По мнению аналитиков, предложение ни что иное, как очередная попытка "единороссов" оставить нынешнего президента у власти. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.
Марьяна Торочешникова : Причисление Владимира Путина к лику национальных лидеров, по мнению координатора "Единой России" по нацполитике Абдул-Хакима Султыгова, должно произойти сразу после думских и президентских выборов 2008 года в ходе проведения первого "Гражданского собора российской нации". Собственно и выборы эти, по словам Султыгова, не что иное, как «референдум по Плану Путина». «Гражданский собор, - цитирую я статью Абдул-Хакима Султыгова, выложенную на сайте "Единой России", - должен стать беспрецедентным событием в российской истории, скрепляющим новый "общественный договор" эпохи Путина, соотносимый по историческому масштабу и значению с Земским собором, который не только положил конец Смутному времени, но на столетия вперед определил стратегический вектор движения России». К слову, тот самый Земский собор 1613 года, избрал царем Михаила Романова, первого представителя династии на российском престоле.
Из тех, кого в разные времена и на разных географических пространствах считали национальными лидерами, можно назвать Аттатюрка Турции или Туркмен-баши в Туркмении. В Китае неформальный лидер нации - это Дэн Сяо Пин. А в Иране - Аятолла Хаменейи, который избирается церковными исламскими иерархами.
Национальному лидеру подчиняется и время, и пространство, и нормы закона. По мнению политолога руководителя аналитического центра "Меркатор" Дмитрия Орешкина, на самом деле неважно, как именовать статус этого человека. Важно, что де-факто такой человек контролирует политические процессы и умеет договариваться с людьми, которые принимают решения, прежде всего, с силовиками, региональными элитами, бизнес и медийными элитами. И с этой точки зрения, предложение Султыгова о назначении Владимира Путина лидером нации в России вполне логично и очень хорошо вписывается в общий контекст разработки сценариев для Путина, которые называются "уйти, чтобы остаться". Говорит Дмитрий Орешкин.
Дмитрий Орешкин : Таковых сценариев несколько. Есть в рамках правого поля - это так называемый сценарий "премьер-министр", это так называемый сценарий "отставка с передачей полномочий и.о. президента и потом возвращением статус полноценного президента через какой-то более или менее приличный срок", это сценарий "лидерство конституционного большинства в Государственной Думе и де-факто контроль над всеми протекающими процессами в стране". Это, наконец, сценарий с пересмотром Конституции, вполне технически реализуемый при наличии конституционного большинства, но не очень красивый, потому что многократно было сказано, что Конституцию не перестраиваем. Наконец, есть целая группа сценариев, которые можно назвать условно внеправового поля, но внутри поля, скажем, социокультурного. Вот один из них - это отец нации или лидер нации.
Марьяна Торочешникова : А чего ради это все? Почему все так сконцентрировано на Путине? Почему так необходимо оставить его, так или иначе, у власти, неважно премьер-министром, национальным лидером, президентом на третий срок? Что такого особенного во Владимире Путине?
Дмитрий Орешкин : На самом деле, конечно, логика заключается в том, что сформировался так называемый элитный консенсус граждан, которые заинтересованы в сохранении статус-кво. Эти граждане очень плотно отсеяли хорошие экономические источники - тот же самый РЖД или "Роснефть", или "Газпром" и прочее. Они контролируют эти сладостные источники питания, и взамен они обеспечивают лояльность политическому лидеру этого самого путинского консенсуса. Путин является гвоздем, вбитом в стенку, на котором висит то, что можно назвать стабильностью. Потому что при нем элитные люди имеют возможность сытно кормиться и не так уж пренебрежительно делиться с остальной частью населения. И население тоже удовлетворено, потому что телевидение контролируется представителями того же самого элитного консенсуса, которые хотят, действительно хотят, и сильно мотивированно сохранить стабильность. Поэтому они показывают по телевизору правильные вещи и не показывают неправильные. И не нужна даже никакая цензура. Они сами прекрасно понимают, что в их интересах, в том числе и коммерческих, обеспечить продолжительное руководство Владимира Владимировича Путина нашей страной.
При этом страна, естественно, погружается в застой. Естественно, она спит. Потому что те люди, которые ничем не хуже членов дачного кооператива "Озеро", а может быть даже и лучше, просто к власти не подпускаются из соображений самого доброкачественного монополизма. А общество это воспринимает пока как норму. Но, думаю, что не долго это продлится в историческом времени. А после этого Россия погрузится в очередной элитный кризис, когда вдруг выяснится, что эти столь замечательные и горячо любимые люди, лидеры нации, прежде всего, были заинтересованы в своем благополучии, и обеспечивали это благополучие за счет эксплуатации государственного бюрократического аппарата в первую очередь.
Марьяна Торочешникова : Судя по записям в блогах и форумах, участники российского Интернет-сообщества почти не сомневаются в том, что политтехнологи найдут способ оставить Владимира Путина у власти. И пока "единороссы" предлагают созывать Гражданский собор российской нации, который заключит пакт о национальном лидере, в Интернете гуляет такая песенка:
"В конце тоннеля свет горит - уже видать,
Пора, мне совесть говорит, бразды отдать.
Но где преемник, где герой, хотя б один,
Красивый, умный, молодой...
А может лучше я останусь
Останусь главным по стране.
Останусь, как желают мне.
Останусь я, и будь что будет.
Останусь я ещё на срок
И буду так же прям и строг.
Я ведь для вас останусь, люди...
А теперь - хор:
Останься главным по стране.
Останься там на вышине.
Останься там, и будь что будет.
Останься там ещё на срок,
будь с нами так же прям и строг
Наш президент - Владимир Путин".