Ссылки для упрощенного доступа

Как менялся ритуал празднования Октябрьской революции


Ирина Лагунина: На прошлой неделе в нашей программе мой коллега Владимир Тольц начал рассказ о становлении и трансформациях ритуала празднования октябрьских годовщин. Сегодня, после 90-й годовщины Октября 17-го он завершает эту тему.



Владимир Тольц: Итак, за 22 предвоенных года ритуалы ноябрьских «красных дней календаря» вполне оформились.- Всюду красные флаги, демонстрации с портретами периодически исчезающих с политической сцены партруководителей, военный парад на Красной площади, речь вождя, перепечатанная и пересказанная во всех советских газетах, праздничный концерт, транслируемый по радио «от Москвы до самых до окраин» да еще кульки с кондитерскими подарками для детей и необычные, вроде апельсинов, товары в городских промагах – вот небогатая, но обязательная атрибутика этих торжеств.


Нападение на СССР его недавнего политического партнера – гитлеровской Германии и знаменитый ноябрьский парад 1941 года в Москве на несколько лет изменили и смысл и тональность октябрьских годовщин. В них стала доминировать идея национальной консолидации, которую власти современной России пытаются заимствовать из тех лет, воспроизводя на Красной площали парад 41-го. Остальные компоненты ноябрьского ритуала в войну стремились сохранить даже в жесточайших условиях блокады и оккупации.



Из блокадного дневника ленинградского ученого-востоковеда профессора Александра Николаевича Болдырева


6-ое ноября [1942 г.] В 12 ч. читал лекцию в госпитале. […] Был радушно покормлен приличным обедом. […] возвращался после 10-ти и при тревоге (бомбы были в Аничков мост и в Райком по штуке). […] Ночью опять тревога, поэтому сижу дома, […] днем без пропуска идти боюсь, так как ; Галю третьего дня оштрафовали («Давайте 25 руб.» — «Нету» — «Ну, 10!»).


[…] . Все праздничные продукты получены (водка — поллитра 60 р., вино 0, 25 л. — 25 р.!). Сегодня для праздника хлеба давали белым батоном. […] И.В. Сталин выступал с замечательной по простоте речью, я слышал ее.



Владимир Тольц: В ту же ночь с 6 на 7 ноября 1942 г. в оккупированном немцами Краснодоне молодогвардейцы тайно развесили красные флаги на ряде учреждений и в городском парке. Кроме того ими были расклеены лозунги: "Поздравляем с XXV годовщиной Октября, товарищи!", "Смерть немецким оккупантам!".


Однако, документы военной поры свидетельствуют, что даже казенная повседневность ноябрьских красных дат все более и более не вписывается в установившийся до войны ритуал их празднования.



"Особая папка" Сталина. 1944 год. Темы докладов:


6 ноября


Сводка наиболее важных донесений местных органов НКВД СССР о преступлениях, совершенных военнослужащими в сентябре-октябре 1944 г.


7 ноября


О задержании на территории Венгрии и Румынии агентов венгерской разведки, заброшенных в советских тыл или оставленных при отступлении венгерской армии.


О проверке фактов неудовлетворительных материально-бытовых условий рабочих, работающих в хозяйственных подразделениях Карагандинской железной дороги.


Об окончании приема советских военнопленных и гражданских лиц из Финляндии, а также интернированных из Швеции.


8 ноября


Докладная записка Абакумова и Цанавы о разгроме подразделений Армии Крайовой и других подпольных организаций в Белостокском воеводстве.



Владимир Тольц: Этот нарастающий разрыв между ритуальной праздничной трескотней газет, речей и здравиц и скрываемой от населения действительностью можно проследить и по послевоенным ноябрьским донесениям Сталину



1946 ГОД.


6 ноября


О землетрясении в Туркменской ССР 5 ноября


О зафиксированных агентурой высказываниях военнопленных и интернированных по поводу ответов Сталина на вопросы президента агентства "Юнайтед Пресс" Хью Бейли.


Об обнаружении 6 листовок к[онтр-]р[еволюционного]содержания в г. Ленинграде



1947 год


5 ноября


О досрочном выполнении правительственного производственного задания ИТЛ и колониями МВД СССР.


6 ноября


О выполнении соц. обязательств предприятиями золотоплатиновой промышленностью Главспеццветмета МВД СССР.


7 ноября


О досрочной укладке железнодорожного пути на участке станции Чум-Полярный Урал трассы к порту Обской Губы.


О выполнении соцобязательств строителями железной дороги Тайшет-Братск



Владимир Тольц: Военнопленные, строители заполярных трасс и БАМа, выполняющие соцобязательства труженики золотоплатиновой промышленности – это всё население ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей), которое постоянно пополнялось



1948 год


"Особая папка" Сталина.


5 ноября. О результатах борьбы со спекуляцией продовольственными, промышленными и др. товарами за 3 квартал 1948 г.


О рассмотрении О[собым] СО[вещанием] при МВД СССР следственных дел на 348 чел.


6 ноября. О досрочном выполнении годового плана 1948 г. к 31-й годовщине Великой Окт. Соц. Революции предприятиями, стройками и лагерями МВД СССР.



Владимир Тольц: Еще одна четко прослеживаемая послевоенная тенденция: на ноябрьские праздники пить стали больше. А напившись – чаще поносить власть и вождя. (Это и после Сталина продолжалось.)



Томин В.С. (1926 года рождения, русский, образование 6 классов, фельдъегерь пункта специальной связи, г.Холмск Сахалинской области) 7 ноября 1952 г. в гостях, когда хозяин предложил выпить за Сталина, начал нецензурно ругать Сталина, партию и советскую власть.



7 ноября 1958 года на вокзале ст.Аксай был задержан гражданин Лонин Н.А., 1911 года рождения, русский, образование низшее, прежде судимый, и не работающий. Находясь в нетрезвом состоянии он нецензурно ругал коммунистов и Хрущева: "Всех коммунистов надо стрелять, Хрущева надо повесить, на Советский Союз нужна атомная бомба".



Владимир Тольц: Этот выплескивавшийся во время ноябрьских годовщин по отношению к коммунистическим вождям радикализм сохранился и много позже. Достаточно вспомнить Александра Шмонова, 7 ноября 1990 года на Красной площади стрелявшего в Горбачева.


Но сейчас ничего и этого уже нет. Как нет и нерабочих дней в революционные октябрьские годовщины. Писатель Сергей Каледин рассказывает мне.



Сергей Каледин: Вообще никакого отношения сейчас к этим понятиям «октябрьский» уже не существует. Забыто все. Поколение, которое праздновало октябрьские, 7 ноября, оно выветрилось и умерло. Молодая пацанва, молодые дети даже не знают, к чему это относится. Когда на улице я спрашивал детей, а знаете ли вы, что такое «октябрьские»? Они говорит: мы вас, папаша, не понимаем.



Владимир Тольц: Но восприятие октябрьских годовщин как праздника постепенно покидает и часть, по крайней мере, более зрелых людей.



Женщина: Когда-то я жила на улице Грановского. Вы, наверное, помните, что такое было Грановского в советские времена. Это около Кремля было, там правительственный дом и прочее. Так сложилась моя судьба, я росла на улице Грановского. И там был сосед, коммунальная квартира и прочее. Они жили, самые бедные наши соседи жили в восьмиметровой комнате вчетвером, а мы жили в двух комнатах, две уборные, ванная и прочее. Этот Толя мне звонит всю жизнь, он запомнил, что девочки, мы с Анькой, со всеми праздниками поздравляем. И вчера я сижу, что-то какие-то дела, звонит телефон: «Оля, с праздником!». «Толя, с каким?». «Ты что, красный день календаря». «Толя, прости, я не понимаю тебя». А Толе 89 лет, он говорит: «7 ноября». Я первый раз в жизни совершенно естественно забыла, что это было. Я всегда это помнила. Вот такая у меня была странная история с 7 ноября.



Владимир Тольц: А что осталось, спросил я писателя Александра Кабакова, позвонив ему 7 ноября.



Александр Кабаков: Ритуалов никаких не осталось. Раньше были ритуалы - демонстрация обязательная, сдача флага, салат «Оливье», кубинский ром «Баккарди» или, в зависимости от эпохи, водка или еще что-нибудь, что давали в магазине, винегрет. Пели «Вот кто-то с горочки спустился». Я очень любил эту песню, кстати. Праздничный концерт по телевизору плохому, в лучшем случае «Рубину» цветному и так далее. Сейчас никаких ритуалов нет. Есть несколько сотен или тысяч отмороженных стариков, которые выходят во главе с Анпиловым, с Зюгановым, неважно. Есть несколько сотен по-другому отмороженных юношей, которым все равно, куда выходить, лишь бы пошуметь и покидаться чем-нибудь, с милицией подраться. А общенародного ритуала нет. Выпьют несильно, все-таки день рабочий и завтра рабочий. Выпьют, конечно, как все время выпивали. Потом вообще пить стали как-то странно, по-другому - пьяных на улице нет. Не валяются на земле в день получки, а тем более в день 7 ноября. Поэтому как-то все тихо естественным путем уходит, как уходит вообще все, с чем была связана наша жизнь, и сама наша жизнь закончена на этой веселой ноте.


XS
SM
MD
LG