Ссылки для упрощенного доступа

Судьбы грузинской оппозиции: «У Окруашвили почти была готова фракция»


Ираклий Окруашвили сам отказался от роли политического лидера оппозиции
Ираклий Окруашвили сам отказался от роли политического лидера оппозиции

Оппозиция объявила о прекращении митингов в Грузии на время чрезвычайного положения. Грузинская оппозиция объединена в Национальный совет оппозиции, ее «лидерами» называют себя многие грузинские политики. Позиция, которую они займут по отношению к предложению Михаила Саакашвили о переносе выборов в Грузии, пока неясна. О том, как устроены грузинские «несогласные», рассказывает обозреватель грузинской службы Радио Свобода Коба Ликликадзе.


- Как устроена оппозиция и кто может стать ее лидером?


- Когда 2 ноября был создан Национальный совет объединенной оппозиции, у них не было одного лидера. Политики, которые входили в состав объединенной оппозиции - лидеры своих партий. Один из них - Леван Бердзенишвили, другой - Шалва Нателашвили, и так далее. Политическая оппозиция, представленная совсем недавно на площади перед Домом правительства, очень многообразна – часто векторы мировоззрений участников митингов не совпадают: к примеру, сложно говорить, что Лейбористская партия Грузии настроена так же прозападно, как республиканцы или же консерваторы.


В Грузии привыкли считать, что главные оппозиционные партии представлены в парламенте. Это Республиканская партия, Лейбористская партия, Консервативная партия, «Союз правых сил» («новые правые») и Партия предпринимателей. Еще - сын покойного президента Грузии Константин Гамсахурдиа и политическое объединение, которое возглавляет бывший министр иностранных дел Саломе Зурабишвили. Ираклий Окруашвили и его политическое объединение тоже заняли оппозиционную нишу, но среди них представителей ни законодательной, ни исполнительной власти пока нет. Партию Окруашвили на площади представляли два человека. Это были депутаты Кока Гунсадзе и Гия Цагареишвили, они - члены парламента, но у них своя фракция. Окруашвили смог собрать свою команду, у него почти была готова фракция, но какая судьба ждет этих людей, пока сказать сложно.


- Может ли кто-то объединить оппозицию?


- До 7 ноября такой фигурой являлся Ираклий Окруашвили, потому что все прекрасно понимали, что человек его масштаба, с его знаниями, связями и влиянием прекрасно подходит на эту роль. Но после известных событий (его ареста, потом помилования и так далее) он сам сказал, что больше не претендует на роль политического лидера.


- Кто финансирует грузинскую оппозицию и какие партии обладают наибольшим финансовым потенциалом?


- Совсем еще недавно оппозиционеры говорили, что их может финансировать Бадри Патаркацишвили и другие предприниматели, которых они, естественно, из разных соображений не называли. Известно, что за республиканской партией стоит господин Гелашвили, официальный миллионер, который еще совсем недавно ходил в списке самых близких к Саакашвили бизнесменов - он даже подарил ему свою резиденцию. У каждого в списке есть бизнесмен. Но об этом не говорят громко - все боятся, что потом могут попасть в какие-то финансовые тиски.


Если говорить о Бадри Патаркацишвили – в недавнем своем заявлении он сказал, что поддерживает политическую оппозицию и «готов отдать последний лари, чтобы убрать с политической арены господина Саакашвили». Патаркацишвили финансировал и финансирует политическую оппозицию в Грузии. Другое дело - происхождение этих денег. У правительства свое мнение: оно считает, что эти деньги Патаркацишвили «награбил» в те времена, когда он был близким человеком Березовского. Однако у Патаркацишвили есть другие бизнесы в других государствах, в том числе в Соединенных Штатах.


XS
SM
MD
LG