Ссылки для упрощенного доступа

Политологи сравнивают внутриполитическую ситуацию в Грузии и на Украине


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Киеве Владимир Ивахненко.



Андрей Шароградский: Сравнение внутриполитической ситуации в Грузии и на Украине - в странах, где произошли так называемые цветные революции - сейчас звучит из уст очень многих политических экспертов. На Украине политический кризис решается путем долгих и очень трудных переговоров, в Грузии президент принял очень энергичные и даже жесткие меры, чтобы справиться с ситуацией. При этом президентов двух стран связывают довольно тесные отношения. О том, как в самой Украине сейчас оценивают положение в Грузии, рассказывает наш киевский корреспондент.



Владимир Ивахненко: Главные герои "оранжевой" революции - и нынешний президент Украины Виктор Ющенко, и лидер одноименного блока Юлия Тимошенко - весьма сдержанны в оценках грузинских событий. При этом никто из "оранжевых" политиков не осудил президента Грузии Михаила Саакашвили за разгон оппозиционных митингов. В тоже время в Партии регионов, которую возглавляет премьер Виктор Янукович, произошедшее на этой неделе в Тбилиси назвали "проявлением насилия и террористического режима". Солидарны с такой оценкой и украинские коммунисты. По словам представителя Компартии Александра Голуба, Саакашвили и Ющенко не просто друзья, а политики одного плана, которые стремятся к авторитарному стилю правления. Поэтому, убежден коммунист Голуб, грузинский сценарий противостояния власти и оппозиции возможен и на Украине. Сомневается в этом политолог Владимир Фесенко.



Владимир Фесенко: Все-таки и Украина не Грузия, и Грузия не Украина. Если бы в Грузии была сильная оппозиция, такая как в Украине политическая сила - Партия регионов, тогда и политический процесс в Грузии развивался бы иначе. Может быть, не в таких жестких, конфликтных формах, как сейчас. С другой стороны, нужно учитывать разницу в ментальности грузинского избирателя и политика и украинского политика и избирателя. В наших условиях все-таки уже стало очевидным, что не обязательно разгонять оппозицию, нужно просто затянуть акции протеста, придать им некую устойчивую форму и довести их, например, до абсурда. И все, процесс исчезнет сам собой или просто-напросто будет девальвирован. И с этой точки зрения я не думаю, что тот же Ющенко, например, в случае возникновения подобной ситуации пойдет на какие-то такие жесткие меры.


К тому же нужно еще один важный момент учитывать. У Саакашвили сейчас пока нет явных конкурентов, более-менее равноценных с точки зрения борьбы за президентский пост. Именно поэтому он с легкостью согласился на досрочные президентские выборы. А в Украине ситуация совсем иная, у нас как минимум три претендента, причем отношения между ними очень запутанные и противоречивые. И опять-таки с этой точки зрения думаете, что апеллировать, конечно же, к народу будут, но не обязательно через провоцирование каких-то конфликтных ситуаций между властью и оппозицией.



Владимир Ивахненко: Анализируя события в Грузии, Владимир Фесенко отмечает, что не стоит преувеличивать в них влияние Москвы.



Владимир Фесенко: Если мы говорим о влиянии России, то для Украины это тема не новая. 2004 год мы все помним. Когда Россия реально хочет повлиять на процесс, она это может сделать. Я не берусь судить о степени влияния России на нынешние волнения в Тбилиси, на нынешние акции оппозиции, может быть, там российский след и присутствует. Но очевидно и другое, что Саакашвили очень часто, может быть, даже излишне часто пытается объяснить акции протеста только российским фактором. Я думаю, что все-таки есть достаточно широкая степень недовольства в грузинском обществе, в грузинском политикуме действиями Саакашвили, и это не связано только лишь с позицией России, только с влиянием России. Есть и сугубо грузинские причины.


XS
SM
MD
LG