Ссылки для упрощенного доступа

США призывают Грузию к компромиссу


Мэтью Бриза
Мэтью Бриза

Заместитель госсекретаря США Мэтью Бриза направлен в Тбилиси с посланием американского руководства к грузинскому. В чем суть этого послания, он рассказал в эксклюзивном интервью Грузинской службе Радио Свобода:


- Мое послание - это послание госсекретаря Кондолизы Райс, которая призывает к отмене чрезвычайного положения в Грузии и возобновлению работы всех средств массовой информации в стране. Прежде всего, потому, что мы понимаем: это - ключевые шаги для обеспечения свободы и честности выборов, провозглашенных президентом Саакашвили.


Вчера мы отметили, что приветствуем заявление президента Саакашвили. И это заявление напоминает нам, насколько важна Грузия для США в стратегическом плане - в силу своей приверженности демократии. Мы - друзья Грузии и всех тех, кто борется за демократию в этой стране.


- Президент Саакашвили говорит, что 7 ноября было спасено не только грузинское государство, но и грузинская демократия. Но действительно ли демократию можно спасти с помощью дубинок и слезоточивого газа?


- Демократию в Грузии можно будет спасти в том случае, если лидеры правительства и оппозиции сядут за стол переговоров и будут действовать совместно, в духе компромисса и дружбы, если они выработают конкретные шаги по укреплению демократических институтов в Грузии. Вот как нужно восстанавливать демократию.


- Иными словами, события 7 ноября стали ударом по грузинской демократии?


- Это мы еще увидим. Мы сожалеем о том, что была применена чрезмерная сила и вообще сила. Мы также хотим быть уверены в том, что обе стороны - и правительство, и оппозиция - думают о конструктивном движении вперед. Обвинять же Президента в том, что он - террорист или преступник, или призывать к его свержению неконституционными методами неконструктивно. Но столь же неконструктивно отказываться от переговоров с людьми, придерживающимися других взглядов. События 7 ноября шокировали нас в силу того, о чем я только что сказал, но остается много возможностей для того, чтобы вернуть всю ситуацию в целом на прежние рельсы посредством честных и свободных выборов.


- Собираетесь ли вы встречаться и с лидерами оппозиции?


- Непременно. Я встречаюсь с ними во время каждого приезда в Грузию. А недавно они были в Вашингтоне. Среди членов оппозиционного движения у меня так же много друзей, как и среди грузинского правительства. По крайней мере, я надеюсь, что не обманываюсь в них и что они действительно мои друзья.


- Вы, как и другие официальные лица США, неоднократно подчеркивали, что Грузия должна стремиться к сохранению хороших отношений с Россией. Как вы рассматриваете в этой связи обвинения грузинских властей в адрес российских дипломатов и последовавшую за ними высылку троих из них? Или инцидент произошедший в конце октября в городе Ганмухури, на западе страны?


- Как я понимаю, грузинское правительство бросает подобные обвинения со всей серьезностью. И я знаю, что, по крайней мере, один из лидеров оппозиции скрылся в России, а это, знаете ли, своего рода заявление.


То, что произошло в Ганмухури, очень неприятно, и этот инцидент продолжают расследовать наши друзья в ООН. Первые результаты расследования указывают на то, что некоторые миротворцы из СНГ находились в том месте, в котором никогда раньше не были, и их действия были весьма агрессивны, а затем последовала реакция со стороны Грузии, и все это вылилось в крайней неприглядный инцидент.


Могу сказать, что какого-либо серьезного развития событий, настоящего всплеска насилия удалось избежать. Слава богу, в Ганмухури прибыл президент Саакашвили. Пожалуй, в ходе этого кризиса он проявил себя сильным человеком, и мы надеемся, что в предстоящие недели он поведет себя так же. Полагаю, грузинский народ хотел бы, чтобы Президент продемонстрировал такое же видение ситуации и такие же лидерские качества, которые провели страну сквозь события "революции роз".


- Несколько часов назад министр иностранных дел России сказал на пресс-конференции в Москве о том, что российская сторона не диктует грузинским политикам, что и как они должны делать. А американская?


- Тоже нет. Грузия - суверенная страна с суверенным правительством и Президентом, получившим на последних выборах 97 % голосов. Грузия - наш друг, и нам даже не надо делать никаких заявлений, подчеркивающих наше невмешательство. Это и так понятно. Мы рассматриваем Грузию как друга и партнера.


- 8 ноября спикер Госдепартамента Шон Маккормак сказал, что США разочарованы введением чрезвычайного положения в Грузии. Хотелось бы знать, что означает это разочарование. Например, то, что поддержка Грузии в вопросе вступления в НАТО станет меньше?


- США верят, что расширение НАТО и включение Грузии в эту организацию, когда Грузия будет соответствовать всем критериям членства, входит в сферу наших основных национальных интересов. Мы надеемся, что Грузия успешно преодолеет тяжелый период в своей жизни. Сейчас мы ни в коем случае не готовы сказать, что страна окончательно сошла с пути демократизации. Зато готовы сказать, что полностью поддерживаем ее стремление в НАТО - при условии соответствия всем критериям, конечно.


XS
SM
MD
LG