Ссылки для упрощенного доступа

Грузия: очередная попытка договориться закончилась неудачей


Решение об отмене чрезвычайного положения Михаил Саакашвили обещает принять лично, без какого-либо давления со стороны
Решение об отмене чрезвычайного положения Михаил Саакашвили обещает принять лично, без какого-либо давления со стороны

Ситуация в Тбилиси после бурных событий прошедшей недели стабилизировалась и уже почти ничто не напоминает об ожесточенных столкновениях между силами правопорядка и демонстрантами на проспекте Руставели и набережной Куры. Муниципальные службы старательно смывают и убирают все следы уличных боев. В больницах остаются 10 человек из более чем пятисот пострадавших. Их жизни, как подчеркивают в Министерстве здравоохранения, ничего не угрожает. Таким образом, уже можно констатировать с полной уверенностью, что в результате столкновений никто не погиб.


Тем временем власти и оппозиция начали консультации. Но поначалу стороны не могли договорится даже о месте переговоров. Оппозиция настаивала, чтобы они состоялись в патриархии при непосредственном участии католикоса - Патриарха всея Грузии Ильи Второго. Однако представителям властей это предложение не понравилось. По всей видимости, потому, что посредничество столь авторитетного в стране деятеля как глава грузинской православной церкви, сужало поле для маневра Президенту Саакашвили и его команде. В конце концов, договорились о том, что католикос лишь благословил обе стороны на переговоры, которые прошли в здании парламента.


Председатель законодательного органа Нино Бурджанадзе сразу же оговорила, что в переговорах не будут участвовать бывший государственный министр Георгий Хаиндрава, лидер республиканцев Леван Бердзенишвили, председатель лейбористской партии Шалва Нателашвили и руководитель Партии «Свобода» Константин Гамсахурдия, поскольку они, по словам Бурджанадзе, «уличены в сотрудничестве с российскими спецслужбами».


Ранее сообщалось, что некоторые из оппозиционных лидеров, например, Шалва Нателашвили, вообще арестованы. Однако Президент Саакашвили сказал, комментируя эти слухи, что никто не мешает лидеру лейбористов участвовать в выборах: «Ни один политический оппонент в результате событий 7 ноября не арестован – Шалва Нателашвили может вынырнуть из той норы, где прячется, и свободно принять участие в президентских выборах 5 января».


Таким образом, в переговорах со стороны оппозиции участвовали умеренные лидеры: председатель партии «Новые правые» Давид Гамкрелидзе (который считается наиболее серьезным конкурентом Саакашвили в ходе предстоящих 5 января президентских выборов), руководитель партии «Путь Грузии» Соломе Зурабишвили и республиканец Давид Усупашвили.


Со стороны властей – Нино Бурджанадзе и один из лидеров правящей партии «Единое национальное движение» Гига Бокерия. Он, кстати считается самым влиятельным после Президента политическим деятелем в Грузии.


Переговоры завершились ничем. Власти готовы пойти на уступки оппозиции по вопросу формирования избирательных комиссий (чтобы в них в большей степени были представлены оппозиционные партии), но пока не соглашаются на отмену чрезвычайного положения.


Такая позиция вызвала возмущение Давида Усупашвили: «Если власти не согласятся на отмену чрезвычайного положения, то есть на снятие всех препятствий для работы СМИ, оппозиция может просто отказаться от участия в президентских выборах и выставления единого кандидата, поскольку это потеряет всякий смысл». Тем не менее, Нино Бурджанадзе отметила, что «сделан первый шаг на пути полной стабилизации обстановки».


Тем временем, известный бизнесмен Бадри Патаркацишвили выдвинул пять условий своего участия в президентских выборах 5 января: 1) отмена чрезвычайного положения; 2) Прекращение гонений по политическим мотивам; 3) снятие всех искусственных препятствий для регистрации кандидатов: 4) восстановление работы СМИ в полном объеме; 5) обеспечение участия в выборах международных наблюдателей. Патаркацишвили имел в виду, что пока ему отказывают в регистрации на том основании, что он является гражданином нескольких стран, помимо Грузии. Кроме того, против него возбуждено уголовное дело по обвинению в сговоре с целью свержения государственного строя.


Михаила Саакашвили однозначно поддержал грузинский бизнес. Руководители ста крупнейших компаний пришли на встречу с Президентом в отеле «Мэрриот». В ходе выступления Саакашвили объявил, что самостоятельно примет решение об отмене чрезвычайного положения в стране: «Мы доказали, что являемся состоявшимся государством, а не бантустаном, которым управляет толпа. Решение об отмене чрезвычайного положения будет принято в ближайшие дни, однако только по нашей инициативе, а не требованию других, поскольку я ответственен за судьбу страны не перед министром иностранных дел какого либо иностранного государства, а перед народом Грузии». Это заявление Саакашвили сделал накануне визита в Грузию заместителя помощника госсекретаря США Мэтью Бризы, который, от имени госдепартамента рекомендовал грузинским властям отменить чрезвычайное положение.


О Патаркацишвили как возможном конкуренте Саакашвили говорил с нескрываемым раздражением: «один российский олигарх, прикидывающийся грузином, бегал по бизнес-форумам, которые мы устраиваем по всему миру, и призывал инвесторов не вкладывать деньги в нашу страну. Но как бы ни выли от беспомощной злости враги Грузии, мы будем продолжать строительство государственности».


9 ноября представители генеральной прокуратуры явились в дом экс-министра обороны Ираклия Окруашвили и принесли для него извещение о необходимости вернуться из Европы и предстать перед судом 16 ноября. По некоторым данным, Окруашвили намерен просить в Германии политического убежища.


Другие же источники утверждают, что Окруашвили вернется, но его освободят, заключив с ним так называемое «процессуальное соглашение». То есть 6 миллионов долларов, уплаченных в качестве залога, будут перечислены в государственный бюджет в качестве возмещения ущерба, нанесенного Ираклием Окруашвили в бытность министром обороны Грузии в результате должностных преступлений.


XS
SM
MD
LG