Ссылки для упрощенного доступа

Как живут и выживают пожилые люди в Москве, находящиеся на полном обеспечении государства


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Беклемищева.



Марк Крутов: Как живут и выживают пожилые люди, находящиеся на полном обеспечении государства? Можно ли признать удовлетворительной ситуацию в столичных домах престарелых? Выполняются ли требования пожарной безопасности? Еще раз задуматься об этих вопросах заставил страшный пожар в доме престарелых в Тульской области, в результате которого на прошлой неделе погибли более 30 человек.



Ольга Беклемищева: Сколько всего людей в Москве коротают одинокую старость на государственном обеспечении? Есть те, кто живет в домах-интернатах, а есть и те, кто находится на домашнем обслуживании силами социальных работников. Так называемое надомное обслуживание - это люди, у которых нет родственников или родственники, которые от них отказались, и с ними тоже может многое плохое случиться в промежуток от одного визита соцработника до другого. Цифры знает Павел Каменский, заместитель начальника Департамента соцзащиты города Москвы.



Павел Каменский: Цифры - порядка 17 тысяч.



Ольга Беклемищева: И 140 тысяч - на надомном.



Павел Каменский: Да.



Ольга Беклемищева: Вообще, почти город, большой город.



Павел Каменский: Да, конечно, это большой очень объем.



Ольга Беклемищева: Город одиноких внутри Москвы не остается без внимания Департамента соцзащиты. Другой заместитель начальника департамента, Ольга Михайлова, рассказывает...



Ольга Михайлова: Люди делятся в зависимости от их медицинского статуса, и потому они как бы опасны для общества или не опасны. Поэтому дома-интернаты есть для всех хроников общего профиля, и пансионаты для ветеранов труда, несколько у них категорий. Это они городского учреждения, но они располагаются в Московской области.



Ольга Беклемищева: А подчиненность московская, да?



Ольга Михайлова: Подчиненность московская.



Ольга Беклемищева: И деньги тоже московские?



Ольга Михайлова: И деньги московские.



Ольга Беклемищева: То есть нельзя сказать, что их отвели в область и они там бедствуют?



Ольга Михайлова: Что вы, это наши учреждения, там никто не бедствует. У нас все они очень высокого уровня. Сейчас у нас, если взять наши учреждения соцобслуживания, стационарные, и наши больницы, к сожалению, это вообще небо и земля.



Ольга Беклемищева: То есть даже лучше, чем в больнице.



Ольга Михайлова: Это на порядки! Вот у нас были в декабре немцы, и я их возила в один наш дом. Он, конечно, самый последний, плюс там такое, знаете, софинансирование - новая форма, там и государственное, и частное привлечение. 5 звезд!



Ольга Беклемищева: А за всей этой работой надзирают депутаты городской Думы. Председатель Комиссии Думы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев сказал, что последний отчет департамента перед депутатами был 22 октября.


Михаил Иванович, скажите, пожалуйста, рассматривался ли на городской Думе вопрос о престарелых, которые стоят на государственном обеспечении в стационарах? И какие есть сведения законодательной власти об этих людях?



Михаил Антонцев: Последний раз мы рассматривали две недели назад, когда слушали вопрос о социальной защите населения города Москвы. И рассматривая в целом вопрос социальной защиты, мы рассматривали этот вопрос с двух позиций. Позиция первая: в каком состоянии на сегодняшний день они находятся?



Ольга Беклемищева: И в каком?



Михаил Антонцев: Выполняются ли все требования, связанные с пожарной безопасностью, просто с безопасностью, с обслуживанием? Отчеты соответствующих руководителей нас заверили, депутатский корпус, что у них таких ЧП не должно произойти. Гарантий, конечно, никто не дал, что 100 процентов, но тем не менее. Этим вопросам особое внимание уделяется. И вторая проблема связана с финансированием. Дело в том, что много несчастий происходит именно из-за того, что на это не выделяются деньги. И сейчас, при рассмотрении бюджета города Москвы, мы специально заострили внимание по размеру выделяемым этим учреждениям бюджетных городских средств на их работу, на их достойное содержание, на питание этих людей?



Ольга Беклемищева: А скажите, какая у нас норма питания по деньгам?



Михаил Антонцев: Я не помню сейчас, но вот мною лично задан был вопрос такой. Мы знаем, что цены на продукты подскочили в сентябре-октябре месяце существенно. Хватит ли денег по новым цена на закупку продовольствия, не ухудшится ли качеств жизни пожилых людей и детей, пребывающих в соответвующих государственных учреждениях?



Ольга Беклемищева: И что вам ответили?



Михаил Антонцев: Никаких проблем не будет. До конца года выделено еще дополнительно порядка 30 процентов средств на то, чтобы весь этот рост цен не ощутили подопечные.



Ольга Беклемищева: Михаил Иванович, а ваше личное впечатление, вот людям, которые работают в Московском департаменте социальной защиты, в этих вопросах можно верить?



Михаил Антонцев: Мой опыт такой. Спокойно к этим вопросам нельзя относиться. Только успокоились - тут же что-то происходит. Но те люди, которые работают в наших этих учреждениях. это опытные и преданные этому делу люди в большинстве своем. То есть у меня уверенность, что в этих учреждениях не случайные люди есть, она подтверждена еще одним фактом: за последние, предположим, четыре года мы больше, чем в 2,5 раза повысили заработную плату людям.



Ольга Беклемищева: Так что с московскими домами престарелых более-менее все в порядке. Не все в порядке с нами. 60 процентов подопечных Департамента социальной защиты - это старики, имеющие детей или близких родственников, но тех, которые отказались за ними ухаживать.


XS
SM
MD
LG